19.07.2018 / Киноафиша

Вне поля зрения

Про зомби - без зомби, про роботов - без роботов

Фото: Фото с сайта www.kinopoisk.ru
«Клуб миллиардеров»

Одна из самых распространенных претензий к статьям о кино: «А почему бы вам не посмотреть с точки зрения простого зрителя»? Мол, кинокритик сидит в некой башне из слоновой кости, где ему недоступна сермяжная правда того самого «простого зрителя». А с точки зрения такового, как известно, существуют, с одной стороны, американские блокбастеры, с другой - отечественные ленты, не обязательно коммерчески успешные, но обязательно рекламировавшиеся по центральным телеканалам. И, как ни странно, артхаус - пример того, как не надо снимать кино. Причем так часто называют не собственно фестивальные хиты, но кино, требующее минимального напряжения мысли. Экранизации классики, например, для «простого зрителя» тоже в некотором роде артхаус.

Кстати, у немногочисленных российских фанатов артхауса картина киномира примерно такая же, только с обратным знаком. Помнится, один экземпляр мне на полном серьезе доказывал, что за пределами Европы кино не существует, и при каждом упоминании Голливуда кривился так, словно ему подсунули лимон.

При этом и те, и другие упускают из виду, что на самом деле мир синема гораздо разнообразнее. Да, в США как блины выпекают так любимые «простыми зрителями» блокбастеры. Да, там творят и обожаемые фестивалями всего мира братья Джоэл и Этан Коэны, Гас Ван Сэнт и Джим Джармуш.

А еще в тех же Штатах снимают так называемое «независимое кино» - картины, которые до блокбастеров не доросли по бюджету и по общей глупости, а до артхауса - по озабоченности общечеловеческими ценностями. В общем, кино, остающееся вне поля зрения и тех, и других, которое на этой неделе напомнит о себе, поскольку к нему относятся все новинки.

Для начала о главном неудачнике 2018 года - криминальной драме «Клуб миллиардеров». Почему неудачник? Потому что в ней снялся в роли второго плана Кевин Спейси. Когда согласился на эту роль, он просто хотел поддержать малобюджетный проект, сценарий которого ему понравился… Но потом грянул скандал с Харви Вайнштейном, обвинения посыпались и в адрес Спейси, который в итоге был вынужден уйти из кино. Прокату «Клуба миллиардеров» это, разумеется, не способствовало, но до России он таки добрался.

По фабуле это некая смесь из «Фарго» и «Уолл-стрита». «Фарго» - потому что с достаточно нелепым, но логично объясняемым убийством, «Уолл-стрит» - поскольку действие происходит в 1980-х в среде калифорнийских яппи, где и произошло это самое убийство. Атмосфера «золотой лихорадки», присущая временам рейганомики, по общему мнению критики, воссоздана очень тщательно. Впрочем, если держать в уме, что «Клуб миллиардеров» - последний в жизни Кевина Спейси фильм, все эти тонкости как-то отходят на второй план.

«Офисный беспредел»

Комедия «Офисный беспредел» по жанру должна была быть фильмом ужасов по типу недавнего «Парижа. Города зомби». Однако бюджет ленты так мал, что на грим, вероятно, просто не хватило денег - и сценарий из первоначального хоррора переписали в «черную» комедию. Главный герой, опоздав на работу, опаздывает и к приему некоего напитка, которым в экспериментальных целях опоили всех его коллег, ставших в итоге гиперэнергичными и гиперагрессивными. И вот с этими пауками в банке ему предстоит прожить целый день.

Самое удивительное с «Офисным беспределом» то, что при всей микроскопичности бюджета им на главную роль удалось залучить почти звезду, Брентона Туэйтса («Боги Египта»).

Впрочем, фильм ужасов в чистом виде среди новинок тоже есть - это «Паранормальное». Сняли ленту Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, сценаристы, режиссеры, операторы, монтажеры, продюсеры и актеры в одном лице, поскольку с их бюджетами на полноценную съемочную группу финансов банально не хватает. Тем не менее кино они успешно снимают уже не первый год. Не шедевры, и не хиты проката, но на жизнь Джастину и Аарону в итоге хватает.

«Паранормальное»

Причем «Паранормальное» - и по отзывам критики, и по зрительским рейтингам - возможно, один из лучших фильмов ужасов года. Понятно, что и актеры здесь все с бору по сосенке, и спецэффектов кот наплакал, и сделано все чуть ли не на коленке, но с атмосферностью и всякими недетскими мерзостями (прокатный рейтинг 16+) все в порядке.

Сюжет, как часто бывает в малобюджетном кино и тем более в фильмах ужасов, малооригинален, заставляя вспомнить, например, роман Чака Поланика «Уцелевший» (а тех, кто уже знаком с творчеством Бенсона-Мурхеда, - их более раннюю ленту «Ломка»). Двое друзей, когда-то принадлежавших к религиозной секте, но отошедших от нее, получают от сектантов странное послание. Они решают навестить своих прежних собратьев по вере, но по приезде выясняют и то, что на деле им никто не писал, и то, что за замкнутой жизнью секты скрывается нечто странное и зловещее…

Ближе всех к артхаусу из новых лент - фантастическая драма «Зои» (16+) Дрейка Доримуса. Фильмы Доримуса регулярно оказываются в программах различных кинофестивалей («Равные» показывали в Венеции). При этом он сам временами изменяет «жанру не для всех» или с телевидением (мини-сериал «Красота внутри»), или «просто» с жанром (артхаусную фантастику сейчас снимать как-то не принято). Да и если среди актеров помимо Леа Сейду («Жизнь Адель») и Юэна Макгрегора обнаруживается поп-звезда Кристина Агилера, это тоже немного не по-артхаусному.

Сюжетно «Зои» напоминает фильмы о роботах «Искусственный разум» Стивена Спилберга и «Ex machina» Алекса Гарленда. Некая корпорация будущего разрабатывает синтетиков - искусственных людей, психологический тип которых задается заранее и которые поэтому могут быть максимально совместимы с одиночками среди настоящих людей. В сравнении с обеими упомянутыми картинами в «Зои» акцент сделан не столько на изобретении технологических реалий мира будущего (денег не нашлось!), сколько на актерской игре. Как «Офисный беспредел» - фильм про зомби без зомби, так и «Зои» - фильм про роботов без роботов.

«Килиманджара»

И на десерт - изделие отечественного производителя, комедия «Килиманджара» Екатерины Телегиной. Ее создатель ранее дважды снимала новеллы «Елок», так что комедия у нее вышла чистой воды бекмамбетовская. К главной героине, русской, на свадьбу не приходит жених из Азербайджана, и она с друзьями отправляется его искать к нему на родину. Продюсер здесь, правда, не Бекмамбетов, а Александр Цекало, но на правдоподобие содержательной части это никак не повлияло.

Цекало мытьем-катаньем загнал в «Килиманджару» целый табун актеров из своих старых теле- и кинопроектов (Ирина Старшенбаум, Павел Прилучный, Максим Виторган, Артем Сучков), оттуда же, по-видимому, были позаимствованы и самые смешные шутки картины. Так что на месте простого зрителя я бы задумался, что выбрать - «Килиманджару» или артхаус.

Впрочем, простому зрителю отечественных комедий к таким лентам не привыкать.

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.07.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня