23.10.2018 / Мы и закон

Есть такая профессия - ревизор

К 95-летию создания контрольно-ревизионных органов Российской Федерации

В этом году 23 октября исполняется ровно 95 лет, как при главном финансовом ведомстве страны было создано Контрольно-ревизионное управление. В 2016 году, после ликвидации Росфиннадзора, полномочия по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Накануне годовщины создания контрольно-ревизионных органов мы встретились с руководителем Управления Федерального казначейства по Мурманской области Виталием Ивановичем ГЛАДКИНЫМ.

- Виталий Иванович, поздравляем вас и коллектив управления с этой замечательной датой. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?

- Органы контроля за государственными финансами нашей страны имеют гораздо более долгую историю. Я расскажу о том, как происходило формирование контрольно-ревизионных органов на нашей Кольской земле. Первое упоминание о ревизорах Мурманской области, найденное в архивных источниках, приходится на 1923 год, когда в финансовом отделе Мургубисполкома кроме заведующего в штате числились инспектор-ревизор и старший контролер.

В 1938 году в целях обеспечения действенного финансового контроля в составе Народного комиссариата финансов СССР было создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ). На местах КРУ имело свои органы: главных и старших контролеров-ревизоров.

Контролеры-ревизоры осуществляли проверки во всех сферах народного хозяйства в области финансов. Они контролировали соблюдение режима экономии, сметной, финансовой и плановой дисциплины, правильность определения и поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, выполнение обязательств перед госбюджетом. Финансовый контроль осуществлялся постоянно, начиная с момента разработки планов и заканчивая составлением отчета о его выполнении.

Аппарат местных органов КРУ в 1940 году состоял из 21 человека.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на то что большинство сотрудников аппарата ушли на фронт, оставшиеся контролеры-ревизоры продолжали свою деятельность по осуществлению систематического оперативного контроля за обеспечением поставок сырья, материалов, полуфабрикатов оборонной промышленности.

После окончания Великой Отечественной войны контрольно-ревизионный аппарат Мурманской области был невелик. В 1953 году он насчитывал 14 человек, а в 1960 году - 12 человек.

Из 80 лет существования контрольно-ревизионных органов на территории Мурманской области более 30 лет аппарат главного контролера-ревизора, а после реорганизации КРУ Минфина России в Мурманской области возглавляла Суханова Алевтина Селиверстовна.

В 2000-2010 годах КРУ Минфина России в Мурманской области, а затем Территориальное управление Росфиннадзора в Мурманской области возглавляла Антонина Николаевна Гладкова.

С 2011 года Территориальное управление Росфиннадзора в Мурманской области возглавляла - Лисюткина Людмила Павловна. В настоящее время Людмила Павловна является заместителем руководителя управления, координирующим и контролирующим деятельность контрольно-ревизионного блока.

Сегодня штат контрольного блока управления 33 единицы.

- Расскажите, пожалуйста, об основных функциях управления в части осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

- Управление Федерального казначейства по Мурманской области осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о контрактной системе, полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, контроль за деятельностью регионального оператора.

В наше поле зрения попадают государственные и муниципальные учреждения, органы управления государственными внебюджетными фондами, индивидуальные предприниматели, товарищества собственников жилья и так далее.

В настоящее время особое внимание уделяется контролю в сфере закупок. Наши ревизоры осуществляют полномочия по контролю за соблюдением требований к обоснованию закупок, правил нормирования в сфере закупок, за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

Это очень скрупулезная работа, требующая колоссального терпения, огромного опыта аналитической работы и пристального внимания.

- Какие основания могут быть для проведения вашим управлением контрольного мероприятия в учреждениях и организациях Мурманской области?

- Основанием для подготовки и проведения контрольного мероприятия является наличие его в плане контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Мурманской области в финансово-бюджетной сфере на соответствующий год либо решение руководителя (заместителя руководителя) органа Федерального казначейства о проведении внепланового контрольного мероприятия.

План контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Мурманской области в финансово-бюджетной сфере и все изменения к нему в обязательном порядке после утверждения публикуются на сайте управления.

При планировании контрольных мероприятий применяется рискориентированный подход, то есть учитываются результаты предыдущих контрольных мероприятий, информация правоохранительных органов и других органов государственной власти, информация, опубликованная в средствах массовой информации, а также другие источники.

Одним из основных нормативных правовых актов Российской Федерации, на основании которого мы осуществляем полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере, являются Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092.

- Много нарушений выявляете?

- Достаточно. Если брать те учреждения, которые подконтрольны нам, то в последние годы финансовых нарушений стало значительно меньше. Анализ реализации материалов контрольных мероприятий за последние годы показывает, что ежегодно уменьшаются суммы выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета и межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета. Это в первую очередь связано с тем, что задачи и функции, возложенные на контрольно-ревизионный блок, выполняются эффективно. Кроме того, произошло повышение исполнительской дисциплины работников бухгалтерии. Нарушения, которые устанавливаются в течение ряда лет, в дальнейшем уже не совершаются ответственными сотрудниками бухгалтерской службы.

Вот небольшая статистика, которая, думаю, будет интересна нашим читателям.

За 2016-2017 годы сотрудниками контрольно-ревизионного блока управления проведено 187 контрольных мероприятий.

Общая сумма проверенных средств составила 66 714 миллионов рублей, из них средств федерального бюджета проверено 30 385 миллионов рублей.

Выявлено нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на сумму 261 миллион рублей, в том числе при использовании средств федерального бюджета 242 миллиона рублей.

Хочу отметить, что каждый акт проведенного контрольного мероприятия, независимо от того, отражены ли в нем нарушения или нет, попадает в органы прокуратуры. Ну а если уж есть финансовые нарушения или установлены недостачи, хищения бюджетных средств, данные материалы обязательно попадут в правоохранительные органы для дальнейшего расследования причин и условий совершения противоправных действий.

Поверьте, в сегодняшних условиях никто не уйдет от «зоркого» глаза ревизора.

- Это достаточная большая сумма для нашего региона…

- Вы правы. На прошедшем в сентябре этого года Московском финансовом форуме представители Счетной палаты Российской Федерации отметили, что в последние годы резко увеличилась доля нарушений в ведении бухгалтерского учета. Учитывая данную тенденцию, перед ревизорами поставлена задача - во время контрольных мероприятий данному вопросу уделять особое внимание.

- А как ревизоры определяют, что то или иное нарушение является нецелевым, неправомерным или неэффективным использованием бюджетных средств?

- Руководителем Федерального казначейства 19 декабря 2017 года утвержден Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере. Данный документ является «живым организмом» - он периодически актуализируется и наполняется, так как всех тонкостей при проведении контрольных мероприятий предусмотреть невозможно, нарушения разные, и они постоянно трансформируются. Классификатор размещен на официальном сайте Федерального казначейства и нашего управления.

- Какие еще меры применяете к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации?

- В 2017 году в полную силу заработала статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Бюджетные меры принуждения» (БМП). Управлением в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в Федеральное казначейство стали направляться проекты уведомлений о применении бюджетных мер к совершившему бюджетное нарушение учреждению.

Например, проведенной проверкой установлено несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета субъекта, что повлекло перерасход средств федерального бюджета. За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения - бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением.

И таких нарушений достаточно много.

За 2017 год и истекший период 2018-го управлением направлены в Федеральное казначейство 10 проектов уведомлений о применении БМП на сумму 73 миллиона рублей. Министерством финансов Российской Федерации позиция управления поддержана, и на сегодняшний момент произведено списание в бесспорном порядке 49 миллионов рублей, кроме того, возмещено в добровольном порядке органами местного самоуправления 3,8 миллиона рублей.

- Работа непростая. Как вы подбираете кадры?

- Кадровый вопрос в сфере государственного финансового контроля всегда был и остается ключевым.

Профессии ревизора не научат ни в одном высшем учебном заведении нашей страны. Это можно объяснить тем, что только теоретической подготовки для осуществления контрольной деятельности недостаточно. Для того чтобы быть настоящим ревизором, недостаточно иметь экономическое или юридическое образование, для этого необходимо обладать аналитическим складом ума, умением видеть за фактами причины, проявлять внимание к мелочам, выявлять и доказывать нарушения в финансово-бюджетной сфере, помогать сотрудникам объектов контроля принимать меры по устранению выявленных нарушений.

В настоящее время контрольно-ревизионная работа - это каждодневный, кропотливый труд тысяч людей.

Наша деятельность в достаточной мере прозрачна. Мы постоянно информируем о ней на официальном сайте управления, где размещены сведения о лицах, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере, и их контактные телефоны, освещаются все проводимые события, в том числе и информация о заседаниях контрольной комиссии управления, на которую приглашаются представители проверенных организаций, чтобы они смогли еще раз выразить свою позицию о причинах допущенных нарушений.

Также на сайте управления можно ознакомиться с нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляются контрольные мероприятия.

- Виталий Иванович, спасибо за предоставленную нам и нашим читателям возможность поближе познакомиться с контрольной деятельностью Управления Федерального казначейства по Мурманской области. Разрешите пожелать вам и коллективу управления здоровья и успехов в трудовой деятельности.

- Спасибо. От себя лично благодарю ветеранов контрольно-ревизионной службы Мурманской области, которые внесли неоценимый вклад в развитие финансового контроля, и поздравляю всех финансовых контролеров с этой замечательной датой! Желаю крепкого здоровья, тепла и добра, удачи и благополучия, хорошего настроения и ярких впечатлений!

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.10.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,997576,755679,828974,9523
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня