20.01.2011 / Мы и закон

Если телефон оглох, а компьютер ослеп. Кто поможет отстоять наши права покупателя

Покупка обуви и мебели, бытовой техники и материалов для ремонта квартир, автомобилей и компьютеров нередко оборачивается горьким разочарованием. Причины хорошо известны: брак, неукомплектованность, низкое качество товара.

Третий год в нашем крае действует общественная организация «Союз потребителей Мурманской области» (СПМО), которая входит в состав Союза потребителей Российской Федерации. И востребованность ее постоянно возрастает. Только за последние шесть месяцев прошлого года в СПМО поступило порядка пятисот обращений от жителей области. В этом потоке просьб о помощи есть свои особенности и свои закономерности - в нем одновременно отражается качество жизни и уровень нашей правовой зрелости.

К примеру, летом бьют рекорды «оконные» жалобы. В минувшем году в ходе одного разбирательства было даже заведено уголовное дело. Индивидуальный предприниматель, предлагавший услуги по установке стеклопакетов, присвоил деньги за невыполненную работу. Мошенника разыскивают до сих пор. Но это, так сказать, крайний случай. Впрочем, поводов для нервотрепки и без этого хватает: недоделки, нарушение сроков исполнения заказов, некачественно выполненная работа и так далее. Одним словом, конфликт.

- Чтобы избежать этого, во-первых, советую не гнаться за дешевизной. Низкая цена на предоставляемую услугу всегда должна настораживать. Лучше выбрать предприятие, имеющее форму юридического лица, - в этом случае будет проще найти концы. И еще: внимательно читайте договор об условиях оказания услуги, - предупреждает председатель СПМО Александр Замятин.

В праздничные дни взлетает объем продаж любых товаров, особенно компьютерной техники и мобильных телефонов. И снова наблюдается всплеск обращений за помощью. Причем все чаще возникают ситуации, когда в одиночку доказать свою правоту крайне сложно. Что тоже вполне закономерно - теперь у недобросовестных продавцов все чаще в ходу, так сказать, интеллектуальный «развод».

Выглядит это так. Обладатель недавно приобретенного телефона обнаруживает, что та или иная функция в мобильнике не действует - довольно распространенный недостаток некоторых моделей. В магазине любезно предлагают оставить аппарат для экспертизы. На самом же деле вместо нее меняется программное обеспечение. А в назначенный день продавец возвращает мобильник покупателю со словами: «Вы, уважаемый, ошиблись - телефон работает безотказно».

- То есть потребителя вводят в заблуждение. В расторжении сделки ему отказывают, убеждая в том, что товар был качественным, хотя фактически это не так. О смене программы в известность не ставят, что также является обманом. И человек теряет право выбора: возврат потраченных денег либо ремонт товара, - поясняет Александр Замятин.

- Ситуация со сменой программного обеспечения в мобильниках, действительно, сейчас на слуху. Но возможно ли доказать этот факт?

- Вполне, - убежден Замятин. - Больше скажу, в подобных ситуациях практика уже наработана. Так что не стоит опускать руки, надо свои права отстаивать. Закон о защите прав потребителей хорошо прописан, поэтому большинство судебных споров завершаются в пользу потребителей.

При этом если общественная организация, такая как СПМО, по просьбе гражданина обращается в суд от его имени, то по закону суд обязан взыскать с виновной стороны помимо суммы, присужденной в пользу истца, еще и штраф. Одна его половина идет в муниципальный бюджет, а вторая - на счет общественной организации.

Как отмечают в союзе потребителей, большинство случаев, с которыми обращаются северяне, представляют собой типичные нарушения, поэтому очень часто споры разрешаются в досудебном порядке. Чтобы отстоять свое право, зачастую достаточно проконсультироваться, какие бумаги необходимо собрать для разговора с предпринимателем и как надо действовать в конфликтной ситуации.

- Центральные телевизионные каналы стали активно освещать проблему защиты прав потребителей. Это очень нужное дело. Но многие люди не берут во внимание, что в телесюжете время как бы спрессовано и ряд событий остается за кадром. А зрителю может показаться, что все легко и быстро: человек обращается в контролирующие органы, суд выносит решение в его пользу, и все - за две минуты проблема решена. А о том, сколько времени и сил тратится на достижение цели, не говорится. В большинстве случаев все это сопряжено еще и с немалыми расходами - на квалифицированную юридическую помощь, проведение экспертизы. А бывает, что человек, обращаясь к нам за помощью, уверен, что у него точно такая же ситуация, о которой шла речь в телепередаче. Начинаем разбираться, и выясняются нюансы, которые кардинально меняют суть дела. Помогаем бороться и с потребительским экстремизмом, что сейчас тоже не редкость, - говорит Александр Юрьевич. - В целом поток обращений значительно увеличился. В помощь привлекли несколько юридических фирм, которые согласились взять на себя первоначальный этап оценки ситуаций, с которыми обращаются потребители, - своих рук нам уже не хватает.

Известно, что большое количество мурманчан решают свои потребительские проблемы с помощью специалистов отдела по защите прав потребителей администрации города Мурманска. К ним ежегодно обращается по две тысячи человек! И тем, кто за этой помощью приходит, важно, что для них она бесплатная - далеко не все наши земляки в состоянии оплатить услуги юристов. Мы тесно сотрудничаем с этой службой, знаем, что их работа востребована, и надеемся, что нынешнее руководство города при определении новой структуры администрации учтет и интересы потребителей.

- Как к вам можно обратиться нашим читателям?

- Надо позвонить по телефону 8-921-285-23-06.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.01.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня