21.09.2012 / Мы и закон

Два подхода к одной рыбе

Фото: Федосеев Л. Г.

Говорят же люди: поспешишь - людей насмешишь. Только вот смех зачастую получается сквозь слезы. Российские законотворцы в очередной раз «порадовали»: спешно приняли закон, которым «уложили спать» часть нашего прибрежного флота на всю полярную ночь.

Колыбельная для прибрежников

…Одним из первых распоряжений императора Павла I было выкрасить будки караульных желто-черными полосами, чтобы видно было издалека в любую погоду. Отправившись в поездку на следующий день, он пришел в бешенство: все окрестные заборы тоже стали полосатыми, и будки, которым надлежало быть заметными, с ними просто слились... Быль это или легенда, неизвестно. Только и по сию пору служебное рвение российских чиновников нередко превращает полезные инициативы первых лиц страны в головную боль для ее граждан.

То же произошло и после гибели теплохода «Булгария». Поручение президента навести порядок в сфере отечественного «малолитражного» судоходства вылилось в срочное принятие федерального закона № 36, который внес изменения в понятие «маломерное судно».

- Теперь оно должно быть длиной меньше 20 метров и иметь на борту не более 12 человек, - поясняет помощник руководителя Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманской области Михаил Готовчиц. - Порядок регистрации и надзора за судами этого типа тоже изменился. Теперь те из них, которые занимаются производственной или коммерческой деятельностью, должны уйти из-под контроля госинспекции по надзору за маломерными судами (ГИМС) и перейти к администрации порта Мурманск и Морскому регистру судоходства.

И все бы ничего, но вместо того чтобы обдумать ситуацию в целом и одновременно с законом принять пакет подзаконных актов, «маломерных» прибрежников огорошили отменой всего, чем они раньше руководствовались в своей работе, не предложив ничего взамен. Даже правил регистрации. В результате ГИМС уже готова от них отказаться, как и положено по свежеиспеченному закону, а порт и Регистр принять пока не могут, поскольку, как уже говорилось, новые правила регистрации еще не разработаны. И пошла цепная реакция.

Правила пользования маломерными судами определяет региональное правительство. У нас в области они были утверждены постановлением № 7-ПП, в котором подробно перечислялись преимущества, предоставляемые маломерным судам, занятым рыболовством и другой производственной деятельностью. Те могли уходить от берега дальше чем на 2 мили, работать не только в светлое время суток и т. д. Но после вступления в действие закона № 36 постановление 7-ПП утратило силу. В результате прежние преимущества прибрежников остались только в приказе погрануправления № 458. Но некоторые с оговоркой.

- Например, суда могут удаляться от берега более чем на 2 мили, - говорит руководитель ассоциации прибрежников Анатолий Евенко. - Но только в том случае, если они оборудованы техническими средствами слежения. А такие приборы есть не у всех. Установка ТСК - технических средств контроля - на маленьком суденышке будет стоить столько же, сколько оно само. Владельцу дешевле утопить этот пароходик.

Что касается освещенности, то в этом документе не оговорено право судов прибрежного лова работать не только в светлое, но и в темное время суток, и начиная с августа, когда заканчивается полярный день, они фактически не могут вести промысел. С наступлением темноты обязаны возвращаться к причалу - так же, как прогулочные и спортивные. Это правило очень больно ударило и по владельцам судов, занятых морским рыболовным туризмом, которые выходили в море на двое-трое, иногда на пятеро суток.

Из министерства транспорта сообщили, что не смогут быстро подготовить все необходимые документы. Поэтому ассоциация прибрежников обратилась в погрануправление, администрацию порта Мурманск и ГИМС с просьбой о том, чтобы пока в подходе к организации выхода маломерок в море и в правилах их плавания ничего не менялось. ГИМС проявила понимание и до поры не снимает суда с учета.

«Любители» мутной воды

На минувшей неделе рыбаков пригласили на встречу в погрануправление ФСБ по Мурманской области, чтобы совместно обсудить проблемы, касающиеся использования маломерных судов.

Сказать, что обсуждение получилось бурным, - значит не сказать ничего. С самого начала эмоции стали зашкаливать и с той, и с другой стороны. Выкрики с мест то и дело прерывали выступление начальника управления генерал-лейтенанта Сергея Кудряшова. Увещевания дать договорить, а потом задавать вопросы, не возымели действия. Пришлось перейти к открытой дискуссии.

О том, что заставляло волноваться рыбаков-прибрежников, сказано в предыдущем материале. Ограничение промысла исключительно светлым временем суток они считают не чем иным, как ущемлением своих прав на пользование личным имуществом и, как следствие, невозможностью прокормить свои семьи. Ведь, когда день становится короток, из Кольского залива уже и нос не успеешь высунуть. Значит, прощай, рыбалка? Тем более что за нарушение упомянутого распоряжения погранслужбы грозит штраф в 500 рублей, а попадешься в четвертый раз подряд - конфискация судна-кормильца.

Но тут перешли в наступление пограничники. Прежде всего действие распоряжения распространяется только на любительскую рыбалку. Да и то, если судно оборудовано средствами спутникового слежения, в индивидуальном порядке его смогут выпускать в темное время суток без ограничения. То есть выходит, тем, кто официально занимается промышленным ловом, волноваться было нечего?

Кроме того, есть у пограничников и встречные претензии. «Зеленые фуражки» давно подозревают, что под видом любительского отдельные частные предприниматели и компании ведут очень даже промышленный лов. На встрече были обнародованы такие факты. В среднем за один выход в море на некоторых судах добывается, обрабатывается и доставляется на берег свыше двух тонн рыбы. Есть случаи - и более 8 тонн. Выходит, что подобные «рыбаки-любители» добывают водные биоресурсы с производительностью, превышающей самые смелые прогнозы ученых ПИНРО для этой категории промысловиков.

С некоторой долей ехидства пограничники в своем докладе отмечают: просто чудесным образом уловы на таких судах обрабатываются, но разделочные ножи при проверке сияют почему-то кристальной чистотой. Похоже, что рыба попадает на борт уже обработанной в другом месте. Обнаруживаются и экземпляры с признаками объячеивания. То есть с отпечатками сети на шкуре, хотя любители вправе рыбачить только на удочку.

В докладе приводится, в частности, такой пример. Судно «Ярус», принадлежащее ООО «Тетис», выловило 80 с лишним тонн трески и свыше 16 тонн пикши. Экипаж судна составляет четыре человека.

- Таким образом, выходит, что для нужд личного потребления добыто более 24 тысяч килограммов на каждого члена экипажа. Возможно ли это употребить в пищу даже при наличии у каждого большой семьи? - задаются вопросом пограничники.

Не удивительно, считают они, что ряд пользователей, получивших в Баренцево-Беломорском территориальном управлении Росрыболовства официальное разрешение на вылов водных биоресурсов, не используют его, зато активно занимаются любительским рыболовством. Но им ли на самом деле?

Пограничники подозревают, мягко говоря, что иные «любители» попросту забирают в море на борт часть улова с судов, занятых промышленным рыболовством, и затем элементарно продают оптом и в розницу. А тем это дает возможность вести промысел сверх официально полученной квоты...

- Данные обстоятельства рассматриваются нами как признаки правонарушений, совершенных под видом любительского и спортивного рыболовства с применением маломерных судов. В связи с этим Государственной морской инспекцией возбужден ряд дел, и по ним ведется производство в рамках административного расследования, - прозвучало в докладе.

Идти встречным курсом

Как видим, обоюдных претензий хватает. И разбираться во всех нюансах придется еще долго. Вот только дело - которое ведется открыто и легально - не должно бы страдать. Временный компромиссный вариант предложил на встрече председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Мурмана Анатолий Евенко.

Он, кстати, привел положительные примеры взаимопонимания и сотрудничества между прибрежниками и пограничниками в последнее время. «Расшита» давняя проблема обеспечения рыбофабрики в Териберке сырьем, которое теперь поступает напрямую из районов промысла, поскольку судам больше не требуется заходить для оформления в Мурманск. А буквально пару недель назад погрануправление пошло навстречу входящей в состав ассоциации компании «АрктикТрэвел», выдав ей как законопослушному и социально ориентированному пользователю квоты разрешение на работу в темное время суток.

Так что же предлагает Анатолий Евенко? В первую очередь, немедля приступить к выработке новых правил рыбалки на маломерных судах, а на период подготовки документа, чтобы снять социальную напряженность, предусмотреть переходный период и дать возможность пока работать по старой схеме. Для этого, по его мнению, необходимо специальное оперативно подготовленное и согласованное распоряжение областной исполнительной власти.

Прозвучала и просьба к погрануправлению возобновить государственный контроль на всех без исключения причалах порта Мурманск, как и было ранее. Это позволило бы промысловикам снизить потери времени и денег при оформлении прихода-отхода судов.

Предложения Евенко собравшиеся в зале рыбаки встретили аплодисментами. Более того, с мест прозвучало дополнение: взамен отмены ограничения на выход в море в темное время суток вернуть имевшееся ранее ограничение объемов добычи для любительского рыболовства. Что, кстати, поможет не смешивать в одну кучу законопослушных рыбаков и нарушителей.

Все эти предложения находятся на рассмотрении в погрануправлении.

Фото: Федосеев Л. Г.
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ, Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.09.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня