19.02.2016 / Мы и закон

Каждой бутылке - прозрачность

Фото: Фото с сайта tsp.ibrs.ru

В России стартовал новый этап внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), с помощью которой контролируется оборот алкогольной продукции. К середине лета она доберется уже до магазинов. Таким образом планируется очистить прилавки от контрафактной, то есть нелегальной продукции. Или хотя бы свести к минимуму риск ее появления. Ведь незаконно произведенный алкоголь приводит не только к проблемам со здоровьем, но порой и к гибели людей, которые, между прочим, приобрели его в «нормальных магазинах». Уж не говоря о том, что большие деньги идут мимо казны.

Сейчас учет спиртного ведется только при его производстве. И статистика озадачивает: магазины продают значительно больше, чем было произведено в стране и импортировано. Значит, контрафакт?.. Обо все этом мы беседуем с начальником регионального управления по лицензированию Андреем ИГНАТЕНКО. - Читала, что, по данным Росалкогольрегулирования, у нас каждая двадцатая бутылка пива - нелегальная. А водки?

- Чуть более 22 процентов, то есть примерно каждая пятая. Сведения, безусловно, тревожные. Причем возможные проблемы для здоровья не зависят от цены спиртного. Дорогие напитки тоже подделываются. Более того, они намного соблазнительнее для мошенников своей прибыльностью.

- По итогам 2015 года нелегальной продукции стало меньше или больше?

- Зафиксированный ее объем по сравнению с предыдущим годом заметно увеличился. Но категорично утверждать, что реальная ситуация ухудшилась, нельзя. В предыдущие годы контроль в этой сфере усиливался, а значит, и выявляемых фактов стало намного больше. Просто мы теперь лучше знаем температуру больного.

- Вся надежда на лечение с помощью ЕГАИС?

- Система была создана в 2006 году и предназначалась для учета производства, маркировки и оборота алкогольной продукции. Одной из задач, конечно, было создать заслон контрафакту. То есть ЕГАИС должна была обеспечить прозрачность движения алкоголя от производителя до потребителя. Эта цель пока не достигнута, но осталась приоритетной. Еще один важный шаг к ней - то, что теперь обязанность подключиться к системе распространится на значительно более широкий круг предпринимателей. С 1 января помимо производителей, которые и раньше должны были заявлять объемы выпущенного алкоголя, к ней подключили оптовиков, а через полгода в системе должна работать и розница.

- Значит, достаточно скоро уже можно не опасаться, что приобретешь в магазине контрафакт?

- Мгновенного эффекта ожидать не стоит: запущенный механизм очень громоздкий, и даже для его технической отладки потребуется некоторое время. Но важно, что пользователем услуг ЕГАИС является не только государство в лице контрольных и фискальных органов, но и мы с вами, потребители. Уже сейчас с ее помощью любой может проверить легальность приобретенного в магазине алкоголя по данным марки, наклеенной на бутылку.

При поддержке Росалкогольрегулирования создана также интерактивная карта, так сказать, карта нарушений. Она позволяет гражданам через Интернет сообщить о нарушениях законодательства, проверить наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции у конкретного магазина или предприятия общепита, написать свой отзыв о качестве.

Впрочем, ЕГАИС будет работать на покупателя даже без его участия, так как способна обеспечить прозрачность репутации каждой бутылки алкогольного напитка на магазинной полке.

- Дальнейшее внедрение системы, видимо, связано с дополнительными расходами для бизнеса?

- И достаточно солидными. Но без этого - никак. Да, для небольшого магазина потратить до 100 тысяч на оборудование - весьма ощутимо. А если торговых объектов у одного бизнесмена несколько? Заявления о том, что предпринимателям в этом нужна поддержка, понятны. Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что речь идет о продажах ограниченного в обороте товара под названием алкоголь. Жесткий контроль за ним, безусловно, необходим.

- Неужели без спиртного и торговли нет?

- Есть, конечно. Но оно дает значительную часть выручки, и рентабельность большинства торговых объектов или предприятий общепита порой определяется присутствием в ассортименте алкогольных напитков.

- Итак, с 1 января оптовики уже должны применять ЕГАИС. Как обстоят дела с этим у нас в области?

- Оптовые компании, специализирующиеся на алкогольной продукции, включая поставщиков пива, у нас подключились практически все. Хотя провести поштучный учет каждой бутылки - весьма объемный труд. Наверно, заметили, что прилавки с алкоголем под Новый год заметно поредели... Формально можно сказать, что с 1 января между оптовым поставщиком или производителем и предприятием розничной торговли с помощью ЕГАИС установлен электронный оборот товарно-сопроводительных документов. По рознице: на сегодня подключилось 82 процента организаций и 34 процента индивидуальных предпринимателей. Дальнейшее внедрение системы будет происходить поэтапно, и это не случайно: нужно дать время и для предпринимателей, и для возможной технической доработки системы. Поэтому установить оборудование для фиксации реализации алкогольной продукции с 1 июля 2016 года должны предприниматели, работающие в городских поселениях, с середины 2017-го - в сельских.

- Поголовно?

- Исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, торгующих пивом и пивными напитками, а также для предприятий общественного питания. Требование подключаться к ЕГАИС не распространяется и на тех, кто торгует алкоголем в населенных пунктах, где численность населения менее трех тысяч и отсутствует доступ к Интернету. Перечень их утверждается субъектами РФ. И названные условия надо будет уточнять юридически. К примеру, в нашей области поселений, где отсутствовала бы нужная связь, нет. Однако населенных пунктов с очень плохой мобильной связью, которые попадают в эту категорию, более двадцати. Включить их в перечень «освобожденных» от ЕГАИС по действующим положениям закона нельзя. Чтобы устранить противоречие, Мурманская область поддержала законодательную инициативу нескольких регионов о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство.

- Наверно, потребуется уточнять и некоторые другие пункты. Например, если на пути от производителя до торговой точки эта самая бутылка не прошла проверку: не считывается ее код - что дальше? Готовясь к нашей встрече, нашла в Интернете видеосеминар Росалкогольконтроля, где ответ на подобный вопрос прозвучал, мягко говоря, странно: мол, «производитель должен применять определенный картридж, который обеспечивает нанесение рисунка, который не может не считываться...». А если все же не считывается - отвечает все равно продавец?

- Я тоже обратил внимание на этот ответ. Для продавца бутылка, утратившая в силу каких-то транспортных или иных проблем четкость марки, будет считаться контрафактной. При такой серьезной системе контроля должен быть, по моему мнению, продуман и механизм возврата ее по цепочке назад - что называется, к истокам… Во всяком случае, по действующему законодательству сейчас действительно так: собственник товара несет все бремя ответственности за его легальность. Но у него есть возможность возместить ущерб за счет поставщика в судебном порядке.

- Или покупателя... Куплю я, скажем, бутылку дорогого виски, дома пробью ее по данным на акцизной марке и обнаружу, что товар не значится в списке легальных. Что дальше?

- Придется воспользоваться существующей системой защиты прав потребителей. Советую обязательно обратиться и в контролирующие органы. Также не забывайте, что любая непорядочность боится огласки. Если претензии покупателя обоснованы, подмоченная репутация торгового объекта обернется для недобросовестного продавца и финансовыми последствиями.

- А продавец скажет: «Ничего не знаю - оптовик поставил». Крайняя - я?

- В этой смоделированной ситуации продавец лжет. База данных системы - одна для всех. Раз вы не обнаружили в ней акцизной марки купленной бутылки, значит, товар не зарегистрирован должным образом. Товаровед обязан был об этом знать и не допускать контрафакт на прилавок.

Естественно, результат будет зависеть от гражданской позиции, попросту говоря, от настойчивости покупателя. Как я уже говорил, нелишне обратиться в контролирующие органы. Возможно, это позволит выявить систему нарушений и принять действенные меры, вплоть до изъятия алкогольной продукции.

- Кстати, не раз задумывалась: а куда после изъятия все это «богатство» девается? Несколько лет назад накануне Нового года была свидетелем уничтожения фуры контрафактного шампанского на городской свалке. Поначалу бутылки разбивали, потом просто стали сгружать и давить бульдозером. Это на мусорной-то «подушке» да еще в снегу. В общем, как рассказывали, новогоднее веселье в близлежащих населенных пунктах пенилось очень долго...

- Несколько лет назад такие случаи были возможны. Сейчас все процедуры, касающиеся собственности, стараются регламентировать самым жестким образом. В сентябре прошлого года утвержден порядок утилизации изъятого алкоголя. Постановлением правительства РФ ответственным за это определено Росалкогольрегулирование. Оно по конкурсу отбирает предприятие, которое должно транспортировать, хранить и уничтожать всю изъятую из незаконного оборота продукцию. Сегодня таким предприятием является ОАО «Росспиртпром».

Беседовала Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.02.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Когда кино в коме
Гороскоп на сегодня