В Мурманском аэропорту прошла презентация амбулифта, предназначение которого - доставлять маломобильных пассажиров на борт самолета и обратно. То есть человек с ограниченными возможностями здоровья - колясочник, с трудом передвигающийся, и даже вовсе недвижимый пассажир - может теперь заехать в амбулифт у здания аэропорта, а выбраться оттуда уже на площадке перед раскрытой дверью, ведущей в салон воздушного лайнера.

Опять-таки, не сам заехать, выбраться... И закатят, и сопроводят, и на место доставят специально подготовленные сотрудники.

Как рассказал генеральный директор Мурманского аэропорта Андрей Осипов, такая спецтехника позволяет создать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья для полноценного пользования услугами аэропорта. Идея приобрести эту технику появилась давно, ждали ее еще год назад, но возникли трудности с поставщиком. Хоть и с задержкой, но наш аэропорт получил один из лучших амбулифтов отечественного производства.

Стоит амбулифт недешево, около 9,5 миллиона рублей, но сразу оказался востребованным. Появился он в аэропорту несколько дней назад, и люди им уже пользуются почти каждый день. Сотрудники, которые обслуживают амбулифт, прошли специальное обучение, чтобы правильно и слаженно управлять им.

Нам показали, как все происходит.

В самолете из Питера, что как раз приземлился, инвалида, правда, не оказалось, прилетела большая группа интересующихся Крайним Севером китайских туристов - бодрых, веселых и здоровых. Поэтому в соответствующее кресло сел один из сотрудников нашей воздушной гавани, а дальше все было, как положено. Нам показали и посадку в самолет, и выгрузку маломобильного пассажира.

Это автомобиль с закрытым кузовом - фургон. Сзади откидывается площадка, она раскладывается на земле, чтобы на нее могла заехать коляска с пассажиром, который, как мы помним, с сопровождающим. Площадка поднимается автоматически до уровня двери фургона. В его салоне два кресла, на стенах страховочные ремни, пол имеет антискользящее покрытие.

Пассажира вкатывают внутрь, коляску закрепляют ремнями у стены. И машина отправляется на летное поле, где посадка происходит у задней двери самолета. Интересно, что амбулифт, можно сказать, «встает на цыпочки», чтобы дотянуться до двери самолета.

Сначала опускаются у каждого колеса специально предназначенные для этой цели домкраты, в собранном виде они расположены над колесами. Машина слегка приподнимается. Только этого мало, и работает уже другой подъемный механизм, который возносит фургон до уровня входа в самолет. Выгружается в самолет пассажир не с той площадки, с которой попал в фургон, а с противоположной стороны - с площадки, расположенной рядом с кабиной водителя.

Сопровождающие сначала устанавливают ограждения - боковые перила, упирающиеся прямо в борт самолета, - и только после этого выкатывают пассажира из фургона прямо в салон самолета. После этого фургон опускается на свою платформу, домкраты втягиваются в гнезда, и машина едет к зданию аэропорта.

Так это выглядит теперь. Раньше все делалось, по сути, вручную. Спасатели из службы авиационной безопасности пересаживали инвалида в специальное кресло, фиксировали его страховочными ремнями и по крутому трапу поднимали в самолет. Это было сложно для пассажира и тяжело для спасателей.

Как отметили сотрудники аэропорта, в последние годы значительно увеличилось количество маломобильных пассажиров, пользующихся услугами воздушных перевозчиков. Это действие государственной программы «Доступная среда», выполнение ее требований перевозчиками, чтобы пассажир с любыми возможностями здоровья мог чувствовать себя в пути уверенно. Ожидаемо, что поток таких авиапассажиров еще больше прирастет с вводом в действие новой техники.

Как рассказал Сергей Осипов, в 2019 году будет произведена реконструкция привокзальной площади. Конкурс уже прошел, выбрана подрядная организация. В нее входит крытый паркинг, развязка - кольцо - на въезде в аэропорт, парковочные места для маломобильных граждан. Также будет обновлена вся инфраструктура для движения и перемещения населения. Стоимость работ - больше 200 миллионов рублей.