За последние годы вложены огромные деньги в закупку современной медтехники и ремонт лечебно-профилактических учреждений нашей области. Врачи получили возможность проводить едва ли не фантастические по сложности операции. Но вот попасть к доктору в ближайшей поликлинике по-прежнему непросто. Оперативно получить качественное лечение - проблема.

Детальный разговор о том, что необходимо предпринять для изменения ситуации в здравоохранении области, состоялся в минувшую субботу на встрече врио губернатора Андрея Чибиса с главными врачами лечебной сети региона.

- Не хватает финансирования, кадров, особенно узких специалистов. Но есть набор решений, которые даже с учетом накопившихся проблем и ограничений могут дать динамичные перемены, - подчеркнул Андрей Чибис. - План действий для достижения этой цели не спущен сверху, а разработан совместно - в ходе предварительных обсуждений, дискуссий, с учетом мнения главврачей, специфики медучреждений, имеющихся ресурсов, которые нужно максимально использовать.

Детальное обсуждение первоочередных задач, к решению которых, как было подчеркнуто, необходимо приступить безотлагательно и повсеместно, продолжалось около двух часов. Комментируя итоги встречи, врио губернатора сообщил представителям СМИ, что областной минздрав и руководители медучреждений дорабатывают единый антикризисный план улучшения ситуации. С учетом предложений медицинского сообщества в документ будут внесены корректировки, и в окончательном виде он будет вынесен на утверждение правительства области.

- Мы четко понимаем, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Это как организационно-технические меры, которые позволят, например, быстрее попасть к врачу, так и системные решения: привлечение специалистов, финансирование, ремонты больниц, - отметил Андрей Чибис. - Безусловно, мы будем максимально биться за приоритетное обеспечение здравоохранения региона средствами с точки зрения направления собственных ресурсов и со стороны федерального центра. В том числе сделаем все возможное, чтобы изменить подходы к тарификации медуслуг, уже развернули работу с Фондом ОМС. При этом мы должны сейчас запустить набор решений, которые могут дать динамичные перемены в качестве медобслуживания.

Антикризисный план направлен на решение шести ключевых задач: повышение доступности медпомощи в первичном звене, обеспечение оперативного доступа пациентов к специализированной, высокотехнологичной, скорой помощи, развитие паллиативной медпомощи, личностный подход к рассмотрению жалоб, а также устранение кадрового дефицита и рост профессиональной компетенции медработников.

С целью оценки динамики изменений, контроля за исполнением предусмотренных антикризисным планом решений с каждым руководителем медучреждений области будет подписано соглашение о сроках их реализации, за выполнение которых главврачи будут нести персональную ответственность.

- По каждой из задач выделили проблемы, которые необходимо устранить. В определенных вопросах меры связаны с организационными моментами функционирования служб, открытием дополнительных кабинетов, созданием условий для приема, в ряде амбулаторных учреждений - расширением режима их работы, чтобы обеспечить больше возможности для приема пациентов и в вечернее время, - пояснил исполняющий обязанности министра здравоохранения области Дмитрий Панычев. - План антикризисных мер не будет статичным документом - договорились проводить с главврачами посредством коммуникационной связи еженедельный отчет о принятых мерах, о текущей ситуации на случай необходимости оперативного принятия необходимых дополнительных мер для решения того или иного вопроса.

Как показала встреча, предложенный антикризисный план улучшения качества медобслуживания руководителями лечебных учреждений поддержан.

- План действительно четкий, ясный. На сегодняшнем этапе мероприятий, которые невозможно было бы реализовать, в нем нет. Самое главное - мы понимаем, куда двигаться, - отметила Светлана Белозерова, главврач Мурманской детской поликлиники № 4, где внедрены сберегающие технологии. - В нашей поликлинике мы ведем, в частности, лист ожидания очереди к специалистам, к которым трудно записаться в связи с нехваткой кадров. На освободившиеся места вносим пациентов из этого листа и обзваниваем родителей. Но не у всех медучреждений есть колл-центры, выделенные регистраторы, которые работают специально на телефонах. Проект, который реализуется в области - бережливые технологии, - как раз позволяет выделить отдельно операторов. Это эффективно, и думаю, что такой возможностью будут пользоваться все учреждения.

Ситуацию в стоматологии главврач областной стоматологической поликлиники Эмма Толмачева прокомментировала так:

- К нам нет претензий по поводу качества оказания помощи. Стоматологическую службу, оказывающую бесплатную помощь по Территориальной программе ОМС, сумели сделать высококачественной, по этому показателю ее можно сравнить с хорошими частными кабинетами. Но нужно понимать, что стоматологическая служба - высокохирургическая, мы не можем только осмотреть пациента и тут же отправить. Качественная помощь - это затраты времени.

Отдельно главврач остановилась на детской стоматологии, которую назвала больным вопросом:

- На докторов ложится высокая психоэмоциональная нагрузка, и это не мотивирует молодых специалистов работать с детьми. Конечно, мы активно занимаемся привлечением специалистов - каждый год принимаем новых. Но необходимо время на их подготовку, обучение. Они работают, естественно, не так быстро. Требуется понимание и со стороны родителей: по неотложным показаниям мы сразу принимаем детей, эта помощь оказывается в две смены. Что же касается плановой помощи, то нередко приходится подождать. Графики осмотров, планового лечения детей размещены на нашем сайте, они направлены в образовательные учреждения. Телефоны, двери кабинетов заведующих структурными подразделениями, в том числе и мои, всегда открыты, всегда общими усилиями решаем проблему. Есть запись по телефону, Интернету. Но нужно понимать: у нас 50 тысяч детского населения. И когда записать ребенка к врачу большинство родителей стремится перед отпуском - в апреле, мае, то, естественно, возникает проблема... Мы усилили внимание именно к профилактическому направлению. В этом году выпускаются гигиенисты, девять специалистов придут в наше государственное учреждение, планируем открыть отделение профилактики. И надеюсь, что в будущем это положительно скажется на стоматологическом здоровье наших детей.