16.11.2017 / Здравоохранение

ОМС: вопросы и ответы

В пресс-центре «Мурманского вестника» побывали гости из Территориального фонда обязательного медицинского страхования

Фото: Лев Федосеев
Юлия Ракевич и Галина Иважова.

Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области стали участниками прямой линии, прошедшей в редакции «Мурманского вестника». На вопросы читателей отвечали начальник отдела организации защиты прав застрахованных Юлия Ракевич и начальник отдела организации обязательного медицинского страхования Галина Иважова.

Вокруг полиса

Часть вопросов из тех, что задавали в этот день читатели и что поступили ранее, касалась непосредственно самого полиса обязательного медицинского страхования: потеряв электронный полис, можно ли получить дубликат, надо ли менять полис ОМС при смене работы, будет ли оказана медицинская помощь при предъявлении полиса старого образца?

Электронные полисы. В настоящее время в нашем регионе выдают только полисы бумажного образца - и дубликаты, и впервые получаемые. Электронные раньше выдавали, но не все учреждения оказались готовы к работе с ними. В настоящее время идет оснащение лечебных учреждений соответствующим оборудованием, дорабатывается программное обеспечение. И, возможно, уже в следующем году жители Мурманской области вновь смогут получать электронные полисы ОМС.

Если полис потерян. Если вы потеряли полис, спохватились через длительное время и теперь не знаете, действующий у вас сейчас полис или нет, вы можете уточнить информацию на сайте Территориального фонда ОМС и далее обратиться в свою страховую компанию за дубликатом полиса. Если по каким-то причинам полис оказался недействующим, надо выбрать страховую компанию и получить необходимый документ там. В Мурманской области работают две страховые компании - ООО «АльфаСтрахование-ОМС» и Мурманский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».

Полис старого образца. С 2011 года по новому закону об обязательном медицинском страховании граждане РФ получают бессрочный полис. Если у кого-то на руках еще остался полис старого образца, медицинскую помощь по его предъявлении гражданин получит, но документ надо будет все же заменить.

Полис и место работы. С 2011 года полис перестал быть привязанным к месту работы. Если раньше, до 2011 года, работодатель выбирал страховую компанию и при смене работы приходилось менять полис, то ныне действующим законом предусмотрено право застрахованного гражданина на выбор страховой медицинской организации. Зависимость полиса от места работы сохраняется только для иностранных граждан.

Полис и место проживания. Если человек прописан в одном регионе, а живет и работает в другом, то ему удобнее получить полис по месту фактического проживания. Например, гражданин проживает в Москве, прописан в Мурманске, целесообразней получить этот документ в Москве, так легче будет решать вопросы получения медицинской помощи, защиты своих прав и все вопросы, связанные с получением бесплатной медицинской помощи по ОМС. Если же вы, проживая в Москве, имеете полис Мурманской области, то медицинская помощь будет оказываться, но ее объем может быть меньше, чем для лиц, застрахованных в Москве.

Если в другом городе не обслуживают с мурманским полисом. Отказов быть не должно. Если же такое произошло, можно позвонить в Территориальный фонд ОМС того региона, в котором вы находитесь. В любом лечебном учреждении должны быть стенды с информацией, содержащей телефоны, адреса территориальных фондов. Можно позвонить и по номеру бесплатной горячей линии, действующей на территории всей России: 8-800-301-13-32. Специалисты отдела организации защиты прав застрахованных соответствующего фонда ОМС дадут квалифицированную консультацию по возникшей проблеме либо окажут оперативную помощь в ее разрешении.

Граждане Республики Беларусь в Мурманске. Граждане Республики Беларусь, временно проживающие на территории РФ и здесь работающие, могут быть застрахованы у нас. При получении медицинского полиса они обязаны предъявить трудовой договор. Если вместе с мужем проживает неработающая и не имеющая разрешения на временное проживание жена, бесплатно она может получить только экстренную неотложную помощь. Вся остальная медпомощь будет для нее платной до тех пор, пока она не устроится на работу с оформлением трудового договора или оформит разрешение на временное проживание. При выполнении этих условий она может иметь полис ОМС и получать помощь на всей территории РФ.

Иностранные граждане и срок действия полиса. Иностранцам выдается полис только бумажного образца. Обязательным условием оформления полиса является разрешение на временное проживание. Срок действия полиса - до конца текущего года. Если, например, иностранный гражданин оформит полис в ноябре, то с 1 января ему придется оформлять новый полис. И так каждый год, пока не истечет срок временного проживания.

В рамки закона трудно втиснуть жизнь

Выбор медицинской организации и врача. У пациента, как прописано нашим законодательством, есть право выбора поликлиники и врача. Для того чтобы это сделать, необходимо обратиться в выбранную поликлинику с заявлением. Его будет рассматривать руководитель организации. Если поликлиника имеет количество пациентов, превышающее нормативные значения, а в основном рассматривается загрузка участкового терапевта или врача общей практики, заявителю могут отказать. Но если главврач подписал заявление, вы считаетесь прикрепленным к этому лечебному учреждению, и следующим шагом является выбор врача. Но, меняя свою поликлинику по месту жительства на другую, надо помнить, что вызывать врача на дом придется из учреждения по месту проживания.

Сроки ожидания получения помощи. Если существует угроза жизни пациента, экстренная помощь должна быть оказана незамедлительно и бесплатно, независимо от наличия полиса, паспорта, прикрепления, гражданства и так далее.

Вообще же срок ожидания медицинской помощи исчисляется с момента, когда человек обратился в медицинскую организацию, либо лечащим врачом ему назначена консультация специалиста или обследование. Если пациент обратился в поликлинику с каким-либо острым состоянием, обострением хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, то речь идет о неотложной помощи. В таком случае время ожидания пациентом врача не должно превышать двух часов.

Если ситуация плановая, или появились жалобы, которые не требуют оказания неотложной медицинской помощи, то время приема участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми врачами-педиатрами не должно превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Что же касается встречи с любым другим специалистом, здесь сроки ожидания не должны превышать двух недель.

Все сроки прописаны в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждена соответствующим законом и действует в нашей области.

В то же время в нашей области существует серьезный кадровый дефицит, что зачастую увеличивает срок ожидания встречи с врачом.

Эта тенденция нашла подтверждение в ходе прямой линии: позвонила женщина, страдающая онкологическим заболеванием. Ее муж также является онкобольным. «Недавно он прошел обследование на томографе, и теперь нужно показать результат врачу-онкологу, чтобы скорректировать дальнейшее лечение, но все делается через терапевта, а попасть к нему невозможно», - пожаловалась позвонившая.

Как выяснилось, для них с мужем это не единичный случай за все время лечения. Номерки приходится добывать с большой затратой сил и нервов. За помощью северянка обращалась к завотделением, ей тогда помогли, но, как сказала позвонившая: «Мы же не можем бегать к ней постоянно».

Как подсказала Юлия Ракевич, которая беседовала с этой женщиной, в решении таких проблем первым помощником застрахованных может и должна стать их страховая компания. Сегодня в каждой компании есть страховые представители, действуют горячие линии, по которым к ним можно обращаться. Страховые представители обязаны помочь в решении проблемы.

Вот номера горячей линии страховых компаний: «СОГАЗ-Мед» - 8-800-100-07-02; «АльфаСтрахование» - 8-800-555-10-01.

- Возможно, вопрос будет решен на уровне руководства поликлиники, чтобы с вашим серьезным заболеванием не было впредь проблем, - добавила Юлия Ракевич.

День здоровья в поликлинике

Как и где пройти диспансеризацию. В своей поликлинике по месту жительства. Как уже говорилось, начиная с января текущего года в страховых компаниях появились страховые представители, которые осуществляют индивидуальное информирование владельцев полисов ОМС о диспансеризации, когда придет срок. Это может быть СМС-сообщение, автодозвон на стационарный телефон или непосредственный звонок специалиста, а также почтовое уведомление.

Диспансеризацию, как правило, проходят те, чей возраст в текущем году делится на 3. Страховой представитель не только оповещает гражданина о предстоящей диспансеризации, сообщает сроки, но и ведет обследуемого в процессе диспансеризации, отслеживая прохождение ее этапов. И если у гражданина возникают какие-то проблемы - кто-то, скажем, не может ходить в поликлинику по будним дням, кого-то не устраивают сроки, - все их можно уладить с помощью страхового представителя.

По какому принципу работают центры здоровья. Центр здоровья оказывает медицинские услуги как самостоятельно обратившимся для проведения комплексного обследования, так и по направлениям медицинских организаций, образовательных учреждений, работодателей. Эти категории граждан могут пройти комплексное обследование один раз в году. Все медицинские услуги в центрах здоровья бесплатные, оказываются по записи при предъявлении полиса ОМС и паспорта.

По результатам обследования даются рекомендации по здоровому образу жизни, рациональному питанию, пациент, при необходимости, направляется на дальнейшее углубленное обследование в поликлинику по месту жительства. Подробнее о центрах здоровья можно узнать на сайте ТФОМС Мурманской области www.omsmurm.ru.

Можно ли сделать ЭКО по полису ОМС. Можно. И наши женщины этой возможностью довольно активно пользуются. На сайте фонда ОМС есть список организаций, куда чаще всего направляются пациентки для проведения экстракорпорального оплодотворения. Но если женщина хочет поехать в другую клинику, не указанную в списке, и это учреждение осуществляет деятельность по обязательному медицинскому страхованию, никаких препятствий для этого нет. Женская консультация должна в таком случае подготовить необходимый пакет документов, и северянка может ехать в выбранную клинику.

Номера горячей линии страховых компаний: «СОГАЗ-Мед» 8-800-100-07-02; «АльфаСтрахование» - 8-800-555-10-01.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.11.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня