03.12.2015 / Здравоохранение

Поворот у финиша?

Фото: Лев Федосеев
Валерий Перетрухин.

Четвертого не дано

Федеральный закон № 313 от 29 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» изменил и саму систему здравоохранения страны. В результате с 1 января 2012 года законодательством были определены три формы собственности в этой сфере: федеральная, региональная (в нее и должны перейти муниципальные учреждения) и третья - частная.

Все регионы страны, включая и наш, приступили к соответствующим мероприятиям, как того требовал закон. Действовавший в тот момент губернатор области принял решение о двухэтапном переходе к новой модели управления здравоохранением в регионе. Было запланировано, что на первом этапе в ведение областного минздрава, то есть в собственность региона, должны были перейти все муниципальные учреждения, расположенные в области. Что и было успешно сделано к январю 2012 года. Для самого крупного муниципалитета - областного центра - второй этап предусматривал более длительный срок. В связи с этим был принят закон Мурманской области № 1430 «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования города Мурманск отдельными государственными полномочиями», срок которого истекает 31 декабря 2015 года.

- Важно подчеркнуть, что полномочия хоть и были переданы на это время городу, но вся ответственность за оказание медпомощи, ее организацию на всей территории региона сохранялась за губернатором и министерством здравоохранения Мурманской области. То есть в этих вопросах администрация города не несет никакой ответственности, - говорит министр здравоохранения области Валерий Перетрухин. - При этом муниципалитету на выполнение данных полномочий область ежегодно выделяла ассигнования в виде субсидии: за четыре года - 856,8 миллиона рублей. Да, администрация города Мурманска действительно вкладывала средства в ремонт, приобретение медоборудования, кадровое обеспечение. Также выделялось служебное муниципальное жилье для привлеченных специалистов, но хочу заметить, что это делали все муниципалитеты, которые уже передали свои полномочия области.

Расстаться с «собственным детищем», резко возмужавшим за время глобальной модернизации, очевидно, не каждому по сердцу. Но закон есть закон - в июне совместно с областным минздравом город приступил к подготовке передачи своих медучреждений. Тогда же была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации города, ведомств и министерств, задействованных в этом процессе. В итоге пакет документов был подготовлен, и 24 сентября 2015 года горсовет Мурманска единогласно проголосовал о переходе муниципального здравоохранения в собственность региона. В октябре распоряжением областного минздрава был регламентирован пошаговый план для всех участников этого процесса: муниципальных медучреждений, казначейства, налоговой службы, фонда ОМС, управления по лицензированию… По каждому учреждению - их в городе 14 - уже подписаны постановления регионального правительства о передаче в областную собственность.

Процесс вышел на финишную прямую.

Но в ноябре произошло непредвиденное: горсовет резко развернуло в обратную сторону. На внеочередном заседании он принял новое решение: внести в облдуму законодательную инициативу - полномочия муниципалитета продлить!

Домкрат качества

Стоит подчеркнуть, что федеральный закон о передаче муниципального здравоохранения исполнен в стране практически полностью. Уже год назад медицинские издания буквально пестрели сообщениями из регионов о том, что вопрос о переводе муниципальной медицины в собственность того или иного субъекта решен. Выделиться на таком фоне нетрудно. А почему бы и нет, если дело того стоит?

- Глава Минздрава России Вероника Скворцова, когда приезжала в октябре в Мурманск, четко сказала, что в стране весь процесс передачи муниципального здравоохранения будет завершен до конца этого года. Но мы и сами видим за прошедшие четыре года - это абсолютно правильно, - считает Перетрухин.

- Валерий Геннадьевич, однако у города свои доводы за продление полномочий: дескать, у регионального минздрава нет концепции развития здравоохранения.

- Концепция развития организации медпомощи населению нашей области разработана еще три года назад! В нее включены все областные и муниципальные учреждения здравоохранения города Мурманска. Специализированные центры для оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями, включая первичный сосудистый центр в больнице скорой медицинской помощи (БСМП), которым так гордится город, созданы на деньги областного и федерального бюджетов. И в трехуровневой системе оказания медпомощи горбольница в Мурманске, как и Мончегорская ЦРБ, является учреждением второго уровня. В эту схему БСМП интегрирована еще в 2013 году и принимает не только мурманчан, но и жителей области. Действует четкая маршрутизация таких пациентов. И утверждение, что БСМП все четыре последних года существует исключительно на средства города, не соответствует действительности. Для организации сосудистого центра в горбольнице только на ремонты (кардиологии, неотложной неврологии, приемного отделения) область выделила более 56 миллионов рублей. Плюс свыше 55 миллионов затратила на оснащение центра: приобретены томограф, четыре аппарата УЗИ, эндоскопическое, реанимационное и хирургическое оборудование. Муниципальные учреждения города включены в госпрограмму «Развитие здравоохранения» Мурманской области: в частности, горбольница получила 17 миллионов на ремонт лифтов, подстанции скорой помощи, больше 8 миллионов - на информатизацию (покупку серверов, компьютеров, программного обеспечения), медоборудования на 59 миллионов приобретено. Полностью заменен парк машин скорой помощи. Только на это учреждение за четыре года затрачено свыше 760 миллионов рублей!

- Но кроме БСМП в городе есть еще много других ЛПУ.

- В рамках концепции - и программа трехуровневой системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Больница «Севрыба» является травмоцентром второго уровня, его организацией занимался тоже минздрав - более 48 миллионов вложено в его оснащение, в частности, и приобретение томографа. Различного иного оборудования для этой больницы закуплено еще на 36 миллионов. В 2013 году область выделила Мурманску 10 миллионов на проектные работы. Эти средства не освоены и были возвращены в бюджет региона. В этом году область снова выделила 2 миллиона на проектно-сметную документацию под ремонт приемного отделения травмоцентра. Снова не освоены. Но ряд отделений в больнице «Севрыба» в рамках программы «Развитие здравоохранения» Мурманской области отремонтировать все же удалось. Например оперблок, который с энтузиазмом разрекламировал город, хотя деньги были выделены областью. Или отделение под детскую травматологию. Причем оно так и не переехало в отремонтированное помещение из БСМП - с нами этот вопрос вообще не согласовывался. При этом за четыре года только на больницу «Севрыба» расходы области составили более 167 миллионов.

Нельзя не сказать о Мурманской детской городской клинической больнице. Состояние ее хирургического отделения критическое, оперблок уже давно нуждается в капитальном ремонте. Требуется заменить все, в том числе внутренние коммуникации и вентиляцию, необходим был ремонт и отделения, где лежат дети. Эта ситуация продолжалась три последних года. Муниципальный бюджет на эти цели средства не выделял, поэтому целевые ассигнования направил областной минздрав - более 21 миллиона рублей. Ремонтные работы начаты, и планируется, что к лету 2016 года все будет готово.

В данной ситуации по меньшей мере странно видеть с телеэкранов депутатов горсовета, которые на фоне ремонтируемого оперблока в детской больнице рассказывают, что постоянно предусматривают в муниципальном бюджете средства на детей. Если говорить о ДГБ, то за три года область выделила больнице более 102 миллионов рублей. На ремонты - более 21 миллиона, на оборудование - свыше 50 миллионов, 12 миллионов - на внедрение инновационных компьютерных технологий и т. д. Подчеркиваю - в рамках концепции разработана программа трехуровневой организации медпомощи детям: первичная специализированная медико-санитарная помощь - это детские поликлиники города; специализированная медпомощь - перинатальный центр, роддома № 3 и Мурманской городской клинической больницы скорой помощи, детская городская больница (в том числе и для оказания высокотехнологичной помощи). Также в областную трехуровневую систему оказания помощи беременным женщинам и новорожденным включены два городских учреждения, которые отнесены ко второму уровню: роддом № 3 и роддом Мурманской городской клинической больницы скорой помощи. А половина мурманских женщин эту помощь получают еще и в перинатальном центре.

Фактор своего поля

- За четыре года в развитие лечебной сети города область вложила около полутора миллиардов рублей. Валерий Геннадьевич, а мог бы минздрав, пока полномочия сохраняются за муниципалитетом, передать эти ассигнования другим учреждениям области?

- Да, например, направил бы эти средства на онкодиспансер, районные медучреждения, областную больницу… Но учитывая, что городские медучреждения входят в общую схему оказания медпомощи населению всей области, а не только Мурманска, они включены во все наши программы. Однако поскольку наша структура разделена на областное и муниципальное здравоохранение, возникают большие проблемы в функционировании трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

Поэтому необходимо единое управление. Уже видим, что в муниципальных учреждениях есть избыточное количество коек - они просто не загружены. При этом некоторые из них дублируют функции областных учреждений. А с каждым годом вводятся все новые технологии, в областной больнице, где они активно внедряются, за более короткий срок можно пролечить большее число пациентов. И самое главное - качественно! Лечить в наше время по устаревшим технологиям - нонсенс. Однако пока городская система не находится в подчинении минздрава, повлиять на нее мы, к сожалению, не можем. Ведь не случайно всех тяжелых пациентов из других населенных пунктов доставляем в областной центр. Но даже учитывая высокую концентрацию специализированных высокотехнологичных учреждений на его территории, непонятно, почему же в Мурманске смертность населения по всем нозологическим группам выше, чем в области.

Есть еще один момент, который многие в городе предпочитают не замечать, - продолжает Валерий Перетрухин. - Областное учреждение «Подразделение транспортно-хозяйственного обслуживания» обеспечило муниципальные учреждения здравоохранения автотранспортом, в том числе машинами скорой медицинской помощи. На оплату его услуг, предоставленных городским медучреждениям, ушло 750 миллионов рублей из областного бюджета. При этом в районах расчет за эти же услуги производится по тарифу ОМС, который одинаков для всех медицинских организаций области. В привилегированном положении почему-то оставался только Мурманск. Занялись и этим вопросом.

В клещах кредиторки

По данным областного минздрава, кредиторская задолженность по муниципальным учреждениям Мурманска на 1 января 2015 года составляла 106 миллионов рублей, а к ноябрю выросла уже до 276 миллионов. В министерстве считают, что причина - отсутствие должного контроля со стороны комитета по здравоохранению администрации города Мурманска.

- Уже на этапе, предваряющем передачу полномочий области, мы начали заниматься и этим вопросом. Вызываем должников на бюджетную комиссию минздрава. Она взаимодействует со всеми областными медорганизациями в случае возникновения негативной финансовой ситуации в учреждении. Так, в результате принятых мер больница «Севрыба» уже сократила просроченную задолженность с 32 миллионов рублей до 19 миллионов. Положительная динамика есть и по поликлинике № 1: если на январь просроченная задолженность составляла 15 миллионов, то к ноябрю снизилась до 5 миллионов. Попавшие в долговую яму ежеквартально отчитываются перед комиссией о принятых мерах. Этой работой ни администрация города, ни комитет по здравоохранению вообще не занимались. И когда видишь, что кредиторская задолженность медучреждений города выросла чуть ли не в три раза, возникает вопрос: как эта система вообще управлялась? Ведь при таком объеме кредиторской задолженности возникают риски и с выплатой во внебюджетные фонды, и с выплатой зарплаты медработникам. Надо понимать, что на «кредиторку» начисляются пени, штрафы, и в дальнейшем она может перерасти уже в просроченную кредиторскую задолженность. Это касается не только двух упомянутых городских учреждений, но и остальных. Например, у взрослой инфекционной больницы вообще не было просроченной задолженности, но из-за роста долгов она образовалась - в З6 тысяч рублей. Немного. Но это уже сигнал, который говорит, что во избежание крупных неприятностей нужно принять экстренные меры.

Или поликлиника № 3: кредиторская задолженность на январь - 2,5 миллиона, а сейчас - 8,5 миллиона. В 4-й поликлинике на начало года ее вообще не было, а нынче - 6,3 миллиона. И так практически по всем городским учреждениям. Как ни крути, но приходится констатировать: городское управление медициной серьезно хромает. Это отчетливо видно по накопившейся задолженности учреждений, жалобам населения и по штрафам, которые выставляются страховыми медорганизациями.

- Уточните, из каких источников идет финансирование учреждений?

- В основном из средств фонда ОМС, причем в этом году по сравнению с 2014 годом финансирование городских учреждений увеличилось. Тарифы для всех учреждений в области одинаковы, поэтому оснований для резкого роста кредиторской задолженности тех, что принадлежат Мурманску, не видим. Хотелось бы с этим разобраться. Но учитывая, что они муниципальные, минздрав для финансового анализа, к сожалению, не будет привлечен.

Если так, пойдем в суд

- Есть еще один фактор, от которого напрямую зависит функционирование лечебной сети: кадры. Один из аргументов города в пользу продления своих полномочий - решение квартирного вопроса медиков, соцподдержка молодых специалистов. А не будет полномочий, с кого тогда спросишь?

- Я так скажу: ничего героического в предоставлении медработникам служебного жилья нет, потому что это полномочия именно органов местного самоуправления. Со всеми главами муниципалитетов области на этот счет у нас есть договоренность, и когда мы приглашаем специалиста, сразу обсуждаем этот вопрос. В течение двух-трех месяцев человек обязательно получает жилье, а в Печенгском районе врачу вообще за один день ключи от квартиры предоставят - только бы приехал. Кандалакшская администрация предоставляет приглашенным специалистам подъемные по 110 тысяч, в сумме с областными - весомо для человека. Это помогает привлечь людей в Кандалакшский и Терский районы. Министерство здравоохранения области будет обращаться с просьбами и к руководству города Мурманска о предоставлении служебного жилья для медиков. Потому что это и есть обеспечение муниципалитетом условий для оказания медицинской помощи, предусмотренных федеральным законом № 131-ФЗ. А сейчас дело уже до абсурда дошло: среди медиков начались разговоры, мол, если городское здравоохранение станет областным, из служебного жилья выселят, потому что оно муниципальное. Заверяю: никого не выселят. Если только начнется что-то подобное, за каждого медработника будем бороться в суде, потому что он работает на благо города.

Хочу, чтобы все правильно поняли: мы не утверждаем, что в Мурманске все плохо, а в области - все хорошо. Да, в здравоохранении области есть проблемы, и мы знаем их. Но надо понимать, что решать их нужно совместно. Это касается всех медучреждений, действующих на территории нашего региона: муниципальных, областных и федеральных. Все должны работать под единым руководством, и сейчас активно отрабатывается взаимодействие, которого еще никогда не было. Вопрос отрегулирован и с руководителем федеральных учреждений, работающих на территории Мурманской области, - подведомственным медорганизациям дано указание в работе координировать свои действия с областным минздравом. Потому что только единый подход и консолидация усилий даст результаты, к которым мы все стремимся: снижение смертности, увеличение продолжительности жизни... Медики в курсе - этих показателей очень много. А добиться этого можем только вместе.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.12.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,681276,073779,580974,2346
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня