01.02.2018 / Здравоохранение

Права пациентов: не только на бумаге

В какие сроки и на каких условиях можно бесплатно получить медпомощь

Для всех застрахованных в системе ОМС закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», действующий с 2011 года, закрепил право на получение бесплатной помощи в рамках госпрограммы на всей территории России. Поскольку лечение не только медицинский процесс, но юридический и финансовый (бесплатная помощь тоже оплачена, но государством), каждому человеку важно знать, в каких случаях медпомощь может быть оказана безвозмездно и каковы предельные сроки ее ожидания. 
Разобраться в этих вопросах пациенту всегда помогут представители страховой компании, в которой он застрахован, и специалисты Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).
Домашний визит
Как известно, вызвать врача на дом при необходимости может любой человек, имеющий полис ОМС. В каких именно случаях можно это сделать? Температура - понятно, но насколько высокой она должна быть, чтобы в ответ не получить отказ или не услышать предложение прийти к врачу самому? Либо такая ситуация: доктор пришел, но, скажем так, в спешке не измерил давление, не оценил состояние горла.
Как по правилам должна быть оказана эта медуслуга? 
Человек может вызвать терапевта на дом, если не способен посетить его самостоятельно: температура 38 градусов и более; налицо симптомы ОРВИ, ОРЗ и гриппа; сильные боли в позвоночнике и суставах нижних конечностей с ограничением подвижности; повышение или понижение давления с выраженными нарушениями самочувствия; головокружение, сильная тошнота, рвота; многократный жидкий стул. 
Если температура ниже 38, но человек не в силах посетить врача из-за перечисленных проблем, он все равно вправе вызвать врача. Также поликлиника не может отказать пациенту в вызове терапевта при инфекционных заболеваниях (даже если они заразны) и подозрениях на них.
- Пациенты действительно зачастую не знают, какие действия входят в «обязательную программу» доктора на вызове. Бывает, что человек с температурой идет в поликлинику и ждет приема у кабинета, ухудшая таким образом свое самочувствие и заражая других, - рассказала кандидат медицинских наук заместитель руководителя дирекции медэкспертизы и защиты прав застрахованных ООО «АльфаСтрахование-ОМС» Анастасия Лебедева. 
При входе в квартиру врач должен снять обувь или воспользоваться бахилами, перед осмотром пациента вымыть руки с мылом или обработать их антисептиком.
На вызове у пациента с острым респираторным заболеванием или кишечной инфекцией врач обязан использовать индивидуальную одноразовую маску и медицинские резиновые перчатки, после осмотра обработать стетоскоп спиртом.
В соответствии со стандартом оказания медпомощи, утвержденным Мин-
здравом России, при визите к больному по поводу ОРВИ, ОРЗ врач проводит расспрос пациента о симптомах и самочувствии, оценивает его общее состояние. При этом должен измерить температуру, давление, частоту дыхания, пропальпировать (прощупать) живот и периферические лимфоузлы, осмотреть кожный покров, слизистые (носовые ходы, ротовую полость, зев), прослушать органы грудной клетки и сердца.
- Если к вам пришел врач, но не вымыл руки или не произвел тщательный осмотр, можно настоятельно попросить его это сделать, - советует Анастасия Лебедева. - В случае отказа нужно обратиться в свою страховую компанию. Она указана на полисе ОМС, там же размещены ее контактные телефоны.
Норма ожидания
Сроки ожидания оказания медпомощи напрямую зависят от ее вида и формы. Федеральным центром четко установлены предельные сроки ее ожидания, и ни один регион не вправе их увеличивать - может лишь сокращать.
Территориальной программой оказания бесплатной медпомощи населению Мурманской области на 2018 год предельные сроки ожидания соответствуют федеральным нормам. То, что экстренная помощь не плановая, ясно всем. Что означает «неотложная» и в каких случаях ее оказывают?
- Неотложная первичная медико-санитарная помощь должна быть оказана при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не требующих экстренной помощи, то есть когда нет угрозы жизни, - поясняет начальник отдела организации защиты прав застрахованных Территориального ФОМС Мурманской области Юлия Ракевич.
Например, высокая температура, врача вызывать не стал, пришел в поликлинику. Ситуация не плановая, не экстренная, но требующая неотложной помощи. Угрозы для жизни нет, но у человека острое состояние, поэтому должен быть проведен осмотр, поставлен диагноз и назначено лечение, так как на следующий день может развиться тяжелое состояние, представляющее угрозу для жизни. Сроки ожидания неотложной помощи с момента обращения - не более 2 часов. С неотложной ситуацией нужно обратиться в регистратуру, и пациента направят в доврачебный кабинет или к врачу любого участка. 
Норма ожидания плановой помощи: прием участкового терапевта, врача общей практики, педиатра - в течение 
24 часов с момента обращения. Например, пациенту необходимо выписать лекарство, и он обращается в регистратуру. В этом случае рецепт должен быть выписан врачом в этот же день или на следующий. Срок ожидания приема узких специалистов - не более 14 календарных  дней со дня обращения.
Сроки ожидания диагностических и лабораторных исследований при плановой первичной медико-санитарной помощи (при обращении в поликлинику) не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения лечащим врачом рентгенографии, маммографии, УЗИ, различных анализов. Предельный срок ожидания компьютерной томографии, МРТ, ангиографии - не более 30 календарных дней с момента назначения.
Сроки ожидания плановой медпомощи в стационарных условиях (за исключением высокотехнологичной медпомощи) не должны превышать 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. При этом есть уточнение: в случае обращения пациента в рекомендуемые лечащим врачом сроки. То есть определенная ответственность возлагается и на пациента, который тоже должен следовать схеме лечения и обследований, назначенных врачом. 
Во всех медорганизациях, работающих в системе ОМС, должны быть стенды с информацией о медицинской помощи, которая оказывается бесплатно по территориальной программе, - о видах, условиях ее получения и сроках. В случае нарушения прав пациента нужно обращаться в соответствующие инстанции - страховую компанию либо  Территориальный фонд ОМС. 
 
Предельные  сроки ожидания  медпомощи
* Немедленный прием - обращения по экстренным показаниям. 
* 2 часа с момента обращения - в случае острого заболевания или обострения хронического заболевания, когда экстренных показаний нет.
* 24 часа с момента обращения - плановая помощь: прием участкового терапевта, врача общей практики, педиатра.
* 14 календарных дней со дня назначения лечащим врачом - плановые прием узких специалистов и диагностические, лабораторные исследования в поликлиниках.
* 30 календарных дней с момента назначения лечащим врачом - компьютерная томография, МРТ, ангиография.
* 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления - плановая госпитализация.
Телефоны контакт-центров для обращений:
♦ Территориальный фонд ОМС по Мурманской области: 8-800 301 13 32
♦ Страховая компания СОГАЗМЕД: 8-800 100 07 02
♦ Мурманский филиал «АльфаСтрахование-ОМС»: 8-800 555 10 01

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.02.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня