Изжившее себя - в архив

На финишную прямую выходит проект «Доброжелательная регистратура», начавшийся в 2015 году. Его цель - создать комфортные условия для пациентов при обращении в поликлинику, внедрить современные методы записи к врачам, повысить в целом качество медобслуживания.

Старейшая мурманская поликлиника № 1 на улице Шмидта, 41/9 (напомним, что под одной крышей с ней находится и травмпункт), к реализации этой идеи подошла нестандартно. Проект ее обновления, весьма непростого в силу особенностей здания, даже получил такое название: «Вековые традиции, современные технологии - новая модель поликлиники».

Пятиэтажная «сталинка», в которой учреждение располагается с 1961 года, в свое время была построена под общежитие для рыбаков. Изначальные возможности размахнуться с перепланировкой под нужды ЛПУ были, мягко говоря, скромны. Чего стоило посетителям поликлиники, особенно пожилым, хотя бы попасть в гардероб, располагавшийся на «нулевом этаже», то есть в подвале. В инвалидной коляске это было попросту невозможно. Долгие годы здание капитально не ремонтировалось, накопились проблемы с инженерными коммуникациями, что тоже не прибавило комфорта пациентам и персоналу.

Перелистнуть эти страницы позволил масштабный ремонт. С конца прошлой недели поликлиника продолжила работу уже обновленной. В ходе ремонта перепланированы площади первого и второго этажей, заменены инженерные системы и оборудование, обновлены интерьеры и мебель. Затраты на это составили свыше 18 миллионов рублей.

К поликлинике на улице Шмидта прикреплены около 18 тысяч человек. В ней 10 терапевтических участков, укомплектованность врачами - 70 процентов, средним медперсоналом - 88. По замыслу авторов новой модели поликлиники, комфорт - хотя и важная, непременная часть преобразований, но не главная.

На пионерской тропе

Работа терапевтического отделения теперь построена по новой схеме маршрутизации: администратор - сестринский пост - смотровой кабинет. По словам главврача Сергея Агеева, это позволяет распределить потоки пациентов в соответствии с целью визита каждого из них, проводить комплексный осмотр. Вместо прежних врачебных кабинетов - комфортные смотровые для приема пациентов. В смотровой - стол, компьютер, кушетка, измерительное медоборудование (к слову, все новое, электронное). Медсестра проводит пациента в смотровую, он раздевается для осмотра доктором (в том числе для обязательного осмотра кожного покрова на предмет онкозаболевания).

Отдельная смотровая акушера-гинеколога, также есть кабинеты профилактики, функциональной диагностики. Рядом - кабинеты лучевой диагностики (маммография). Это позволяет проводить профилактические осмотры (диспансеризацию) за один визит пациента. Выделена удобная зона ожидания, где можно удобно расположиться на диванчике, пока выписывают рецепт или направления на исследования. Там есть кулер с водой, негромко звучит приятная успокаивающая музыка... Разумеется, созданы условия и для отдыха медперсонала.

Евгений Тарбаев, Константин Шафиев, Инна Погребняк, Сергей Агеев.

Предполагается, что нерациональные траты времени ведущего прием врача (те же «короткие» визиты вне очереди - мол, мне только спросить или забрать результаты анализов) останутся в прошлом. Необходимая документация должна быть готова к назначенному времени явки пациента, и чтобы получить ее, достаточно обратиться на сестринский пост. К слову, кабинет заведующего отделением в прямом доступе для пациентов.

На первом этаже открыт доврачебный кабинет, в числе прочего он оборудован для осмотра маломобильных людей. В случаях превышения эпидемического порога здесь выделят температурящих из общего потока пациентов.

А вот регистратуры в общепринятом понимании в обновленной поликлинике нет. Вместо нее - ресепшен, где свой пост несут администраторы. Здесь можно записаться к врачу, получить информацию о приеме специалистов, разрешить возникшую проблему (администраторы, врачи и заведующий отделением снабжены рациями для оперативного реагирования и регулирования рабочего процесса). Внедрен электронный документооборот, так что брать-отдавать, пуще того - искать амбулаторную карту, выстаивая в очереди в регистратуру или в кабинеты, необходимости не будет: вся информация - в компьютерной сети учреждения.

Как пояснил Сергей Агеев, прежде чем остановиться на этой модели, здесь ознакомились с опытом других регионов. В итоге решили пойти своим путем, точнее - западным. Становиться своего рода пионерами - в СЗФО такая модель еще никем не применялась - было рискованно. Но главврач убежден, что цель, ради которой пошли на эксперимент, того стоит.

Все внимание - пациенту

Накануне запуска поликлиники в обновленном облике оценить изменения прибыли заместитель губернатора Инна Погребняк, министр здравоохранения Валерий Перетрухин, депутаты облдумы, руководители региональных фонда ОМС, Росздравнадзора, главврачи других медучреждений.

«Новодел» произвел впечатление.

- У меня чувство глубочайшего удовлетворения, - призналась вице-губернатор. - Дело даже не в том, как красиво все выглядит после ремонта, хотя, безусловно, это очень приятно пациентам и медперсоналу. Главное - удалось очень грамотно, с учетом мирового опыта продумать маршрутизацию, организацию работы. Думаю, в таких прекрасных условиях конфликтных ситуаций будет меньше. Мы много занимаемся преобразованием поликлиник, чтобы медицина была направлена на пациента. Все понимают, что проблема первичного звена - нехватка медкадров. Ситуацию пытаемся переломить. Понимаю, как нелегко было на очень ограниченной площади найти максимально эффективный вариант преобразования. Надеюсь, с этой задачей здесь справились. Когда все, что задумано, будет осуществлено, соберем отзывы пациентов.

- Таких поликлиник у нас действительно еще не было - это новый формат. Предусмотрено, что все время доктора, которое должно быть уделено пациенту, будет направлено на него, - подчеркнул Валерий Перетрухин. - Мы разделили здесь работу врачей и среднего медперсонала, что ускоряет дело. Постепенно станем отрабатывать новую логистику, и прежних очередей здесь уже не увидят.

- Впечатляет не только уровень качества ремонта, а то, что меняется логистика, к которой привыкли в организации медпомощи. Считаю, что ее доступность с учетом кадрового дефицита здесь значительно улучшится, - отметил депутат областной думы, главврач Мурманского областного клинического многопрофильного центра Евгений Тарбаев. - К сожалению, доктору зачастую приходится решать очень много неврачебных вопросов. А эта модель высвободит его время от несвойственных функций, чтобы заниматься исключительно лечением. Организация работы администраторов, сестринского поста - все направлено на то, чтобы человек не метался в поисках, куда подойти, где подождать. Много задумок воплощено и для улучшения бытового пребывания медперсонала - сюда хочется идти работать. Думаю, это хороший подарок и пациентам, и сотрудникам поликлиники к Новому году.

Первая неделя работы в новом формате показала, что сбоев в процессе не произошло. Не озадачили новшества и пациентов - наоборот, они отнеслись к переменам с большим одобрением.

К хорошему привыкать легко.