Новейший атомный ледокол пришел в порт приписки Мурманск сегодня в полдень. Он строился на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу госкорпорации «Росатом». Его закладка состоялась 5 ноября 2013 года, а в июне 2016 года судно было спущено на воду. Это головной атомоход проекта 22220, на сегодняшний день он является самым большим и мощным в мире.

- Сегодня к нам пришло «молодильное яблочко», - так образно назвал новую «Арктику» заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом, руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. - следом за ним пойдет целая серия таких атомоходов, и это значит, что в ближайшие 50-60 лет в российской «Арктике» будет полностью выполняться все те задачи, которые будет ставить перед нами Родина.

Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных по трассе Северного морского пути. Его длина 173 метра, ширина 34 метра, водоизмещение 33 с половиной тысячи тонн, по чистой воде может развивать скорость до 22 узлов, расчетный срок службы — 40 лет.

- Атомоход не зря называют универсальным, - рассказал Вячеслав Рукша. - Он двухосадочный. Вот, к примеру, стоящий рядом у причала «Атомфлота» «Таймыр» - мелкосидящий атомоход, его пришлось строить для того, чтобы он мог работать не только в море, но и в мелководных устьях полярных рек. «Арктика» прекрасно может работать и в открытом океане, и на реке Енисей на маршруте до Дудинки, и в Обской губе до мыса Каменный.

Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. Это разработка инновационная, не имеющая зарубежных аналогов.

- Ледокол всем хорош, - делится своими впечатлениями генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Большая мощность, хорошая проходимость во льдах, атомоход способен преодолевать лед толщиной до 2.9 метра, гораздо меньше экипаж, что повышает экономическую эффективность. И здесь установлен новый реактор с повышенной внутренней безопасностью, гораздо реже требуется его перезарядка.

Выйдя из Санкт-Петербурга на ходовые испытания и взяв курс вокруг Скандинавии, ледокол, уже оказавшись в наших северных морях, сменил курс строго на север. И 3 октября в 18:00 по московскому времени достиг географической точки Северного полюса.

- Поход на полюс был запланирован, но до поры до времени не было желания много говорить об этом, - признался Мустафа Кашка.

И такую позицию можно понять. Атомоход новый, поход первый, испытательный. А ну как не все удаться. К чему трубить заранее.

В результате весь с Балтики до Северного полюса, а затем в Мурманск прошел успешно. Но суровые арктические льды все же оставили на память свои автографы на корпусе ледокола. Местами на нем видны следы содранной краски, полученные во время преодоления торосов.

- Сегодня праздник, к нам пришел самый лучший ледокол. Гордость берет за нашу атомную промышленность , за наших судостроителей. Добро пожаловать в родной порт приписки, - сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. - Для нас это большое событие. Благодаря новому мощному ледоколу будет обеспечена работа Северного морского пути, эта трасса станет по настоящему эффективной, обеспечивающей и нашу транспортную безопасность и развитие Мурманской области. Для нас Севморпуть — это одна из точек роста. Он у нас начинается, и, конечно, благодаря атомному флоту мы убеждены, что Севморпуть будет развиваться и процветать.

- Принципиально важно, на мой взгляд, что практически все в этом ледоколе. произведено из российских материалов. Это значит, что наша промышленность, наши инженеры вполне способны производить самые современные, не имеющие аналогов в мире суда, как этот атомный ледокол, - отметил член Совета Федерации России от Мурманской области Константин Долгов. - Важно, что «Арктика» и другие строящиеся ледоколы позволят обеспечить несомненное преимущество Российской Федерации в освоении Арктики.

- За такими ледоколами будущее, - сказал Вячеслав Рукша. - Можно сказать, со времен Ивана III наша главная задача - развивать и поддерживать русский путь в Индию.

С чем атомный ледокольный флот, работая на трассе Северного морского пути — кратчайшем маршруте из Европы в Юго-Восточную Азию — отлично справляется.

Ледокол «Арктику» еще ожидает приемка. Акт должен быть подписан до 4 ноября.