Камчатка, Сахалин, Приморский и Хабаровский край богаты рыбой. Местный рынок переполнен, соседние страны юго-восточной Азии сами добывают морепродукты в больших количествах. В центральные регионы России улов доставляют на автомобильном или железнодорожном транспорте. Но, с учетом особенностей географического положения Камчатки, продукцию приходится сначала переводить морским транспортом до Владивостока, там перегружать в портовые холодильные терминалы и уже затем грузить в вагоны. В период лососевой путины мощностей не хватает и рыбопромышленники просто не в силах поставить на внутренний рынок такое количество улова.

В Федеральном агентстве по рыболовству возникла идея использовать для перевозки дальневосточной рыбы трассу Северного морского пути. Сегодня варианты воплощения этого проекта обсудили по видео-конференц связи руководители Росрыболовства, главы северных регионов, представители рыбопромышленных компаний.

Во встрече принимал участие заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. И это не случайно, ведь без ледокольного в арктических широтах не обойтись. Еще год назад в «Росатоме» заявили, что рассматривают варианты использования лихтеровоза «Севморпуть» в перевозке рыбопродукции с Дальнего Востока в Мурманск. Этот гигант на атомном ходу способен проходить льды толщиной до 1 метра и вмещает в себя 1328 двадцатитонных контейнеров, в том числе более ста рефрижераторов. Кроме «Росатома» конкурентами РЖД смогут стать и другие судоходные компании.

С самой рыбопродукцией проблем быть не должно. Объемы вылова на Дальнем Востоке стабильно растут. В прошлом году они составили 1.25 миллиона тонн. Большая часть уловов - это минтай, а так же треска и сельдь.Камчатка готова поставлять на рынок горбушу. В прошлом году там было выловлено более 300 тысяч тонн лососевых пород рыбы.

- Мы безусловно поддерживаем эту идею, - сказал во время своего выступления губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Он проинформировал участников встречи, что в настоящее время в регионе складываются неплохие условия для увеличения перевалки грузов через мурманский порт. Создание территории опережающего развития «Мурманск- столица Арктики» несомненно привлечет сюда новых инвесторов. Одна из крупнейших в стране рыбопромышленных компаний «Норебо» намерена построить на западной стороне Кольского залива новый высокотехнологичный терминал. А по итогам встречи с генеральным директором «РЖД» Олегом Белозёровым, которая состоялась в эту среду, было заявлено о готовности увеличить мощности Мурманского транспортного узла к 2030 году до ста миллионов тонн в год.

- Поэтому мы безусловно заинтересованы в поставке рыбы с Дальнего Востока в порт Мурманска, чтобы обеспечить его дополнительную загрузку, а затем отправить продукцию в другие субъекты Российской Федерации, - сказал Андрей Чибис.

При этом губернатор Мурманской области согласился с другими участниками встречи, что, организуя поставку рыбы с Дальнего Востока России морским путем, надо продумать, чем загрузить суда на обратном пути. Варианты имеются — это генеральные грузы, отправляемые в Арктику по заявкам крупных промышленных компаний, а так же поставка техники, топлива и продовольствия для нужд северных регионов России.