Вот и наступил долгожданный момент для всех любителей величайшего искусства — состоялась торжественная церемония награждения победителей международного кинофестиваля «Северный характер». Позади остались четыре дня творческих дискуссий, показов, презентаций и мастер-классов. Да, 12-й фестиваль прошел в основном в режиме онлайн, но от этого он не стал менее интересен, наоборот, существенно расширились границы зрительской аудитории. Впрочем, и на работе жюри такой формат не сильно отразился.

— Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках, — сказал член судейской коллегии, мурманский писатель, историк кино, журналист Дмитрий Ермолаев. — С коллегами мы общались в Зуме, но наши творческие споры были напряженными, как если бы проходили в режиме реального времени. Мы сталкивались не только своими разными мнениями, но и разными киношколами. Потребовалось даже дополнительное заседание, чтобы прийти к единому мнению.

Однако прежде, чем члены жюри — кто оффлайн, кто онлайн — объявили имена победителей в пяти номинациях, состоялось вручение спецпризов. Так, от Фонда защиты дикой природы награду получила лента «Дикие и свободные» Наталии Карачковой.

Мурманское областное отделение Русского географического общества отметило работу Михаила Малахова «Дороги Аляски», а региональный Союз журналистов — «Всходы коммунизма на Терском берегу Белого моря», созданный Александром Трофимовым.

И вот настал черед главных премий. В номинации «Короткометражный игровой фильм до 30 минут» гран-при жюри присудило фильму, снятому финским режиссером Лееной Кёйккя «Маникюр в Ялсярви». Диплом первой степени присужден работе мурманчан — Алексея Рогового и Руслана Мавлютова «Нереида — дети войны».


— Мы познакомились с Алексеем, когда решили снять клип на одну из наших песен, ведь изначально мы являемся рок-группой, — рассказал Руслан Мавлютов. — Хотели снять даже не клип, а кинофильм, наподобие как у Майкла Джексона. Первая наша работа называлась «Астрал», она создана в жанре хорор. Потом появилась «Нереида — дети войны». На ее создание меня вдохновила смерть самого близкого моего человека, моей бабушки. Я тогда впал в глубочайшую депрессию, но понял, что надо ее направить в творческое русло. Бабушка была ребенком войны, поэтому в память о ней и ее ровесниках мы сняли ленту. Написали сценарий, сделали оранжировку песни, провели кастинги среди детей. На все это и съемки ушло почти два года. Хочу приоткрыть небольшой секрет: планируется вторая часть, только она будет уже в рок-версии, но с полным отсылом к первому фильму.

— В номинации «Короткометражный игровой фильм» было столько замечательных работ, созданных с профессиональным мастерством и любовью к людям, что мы решили вручить еще два приза, — сказал Дмитрий Ермолаев.

От Центра развития кинопроизводства призы получили Елена Рябцева с фильмом «Юман» и Владимир Фекленко и его «Клоун».

— Название кинофестиваля «Северный характер» в нынешних реалиях звучит по-особенному, — сказала со сцены региональный министр культуры Ольга Обухова. — Мы видим команду, которая его делает, и понимаем, что за ними стоит огромная армия: конкурсантов, зрителей, любителей кино.

В номинации «Телевизионная программа до 60 минут» диплом первой степени и гра-при взяли представители норвежского канала НРК: Хельга Бонес и ее работа о деятельности спасателей «113» и Эйлиф Бремен Лансенн «Ледяной холод» соответственно.

— Приветствую вас из Тромсе, — сказал обладатель гран-при по видеосвязи. — Очень приятно получить награду. Впрочем, и работать над фильмом тоже было приятно и весело, это было хорошее время в компании троих собаководов.

В категории «Документальный фильм до 60 минут» победителей объявил финский представитель команды жюри Антти Хаасе. Во время проведения кинофестиваля он находился в Мексике.

Диплом первой степени был вручен московскому режиссеру Борису Дворкину за ленту «Белое безмолвие», а гран-при отправится в Норвегию, к уже известному всем Эйлифу Бремену Лансенну. Профессионалы высоко оценили его вторую конкурсную работу — фильм «Хребет».

Среди документальных фильмов до 90 минут снова победу праздновали наши норвежские соседи. Диплом первой степени отправится Эмилю Рикардсену, снявшему «Арктических верблюдов», а гран-при — Эгилю Хоскьелду Ларсену за ленту «Куда возвращается человек».

— Эта лента очень высокого качества, мы увидели изысканную работу режиссера и сценариста, — отметила член жюри режиссер-документалист Галина Леонтьева.

Впервые в конкурсной программе «Северного характера» состязались авторы полнометражных игровых фильмов. Главный приз в этой номинации снова получит режиссер из Норвегии, на сей раз Турфинн Иверсен, представивший на суд жюри и зрителей «Америку Оскара».

Впрочем, это еще не все призы. Перед объявлением имени обладателя гран-при международного фестиваля «Северный характер» были вручены специальные призы жюри. За лучшую операторскую работу был отмечен Эгиль Хоскьелд Ларсен в фильме «Куда возвращается человек». Лучшая режиссура, по мнению профессионалов, снова у этого же фильма, награда отправится Эйлифу Бремену Лансенну. Члены жюри решили в этом году присудить и специальный приз. Его вручили лично Руслану Мавлютову за работу «Нереида — дети войны».

— Странно сидеть здесь, в Тромсе, и смотреть на вас в Мурманске через монитор, — сказала председатель жюри Марта Отте, которая объявляла имя обладателя гран-при фестиваля. — Но тем не менее это все равно замечательная возможность встретиться со старыми знакомыми и коллегами виртуально, пообщаться.

Глава судейской коллегии не стала томить всех в ожидании и назвала имя лучшего автора кинофорума. Им стал Эгиль Хоскьелд Ларсен и фильм «Куда возвращается человек».

— «Северный характер» — замечательный фестиваль. Каждый год мы с большим удовольствием смотрим конкурсные ленты и понимаем, сколько работы стоит за каждым фильмом и за созданием и проведением кинофорума, — сказала Генеральный консул королевства Норвегии в Мурманске Астрид Нэрум. — Признаюсь, очень приятно, что в этом году норвежским режиссеры преуспели в этой жесткой конкуренции.

— Да, 12-й фестиваль «Северный характер» проходит в новом формате и в новое время: нам пришлось перенести его проведение с весны на осень, — прокомментировала президент фестиваля Светлана Солдатова. — Мы решили, что не будем менять участников из-за переноса. Хотя сейчас в конкурсной программе стало меньше на две ленты: их авторы решили доработать темы. Традиционно мы поднимаем вопросы экологии, защиты окружающей среды, природопользования, человека в Арктике. Вторым основным направлением остаются вопросы развития кинопроизводства. Мы хотим заинтересовать сценаристов и режиссеров работать на Кольской земле. И это получается. В 2020-м у нас были сняты «Белый снег» и «Кольская сверхглубокая», на днях завершились работы над сериалом «Иван». Что интересно, онлайн-кинотеатры стали работать над созданием сериалов на мурманской земле. Так, свое желание изъявила компания «ИВИ». Самой бьольшой трудностью сейчас для нас стало сохранение атмосферы камерности. Да, у нас мировая аудитория, пусть небольшой фестиваль, но к нему могут присоединиться жители разных стран — хотя бы в качестве зрителей.