06.04.2004 / Лента новостей

Андрей ГУРЬЕВ: ВАЖНО СОХРАНИТЬ НАРАБОТАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ...

Сенатор Гурьев - не коренной мурманчанин, мало того, он москвич. И все же Андрей Григорьевич не чужой для Кольского края человек. Иначе не присвоили бы ему звание "Почетный гражданин города Кировска", не наградили бы почетными знаками "Шахтерская слава" II и III степеней. Так земляки оценили его вклад в преодоление кризиса на ОАО "Апатит" (председателем совета директоров которого он стал в середине 90-х), сохранение коллектива, развитие предприятия и Кировско-Апатитского региона. Такой же оценки в отношении Андрея Гурьева, видимо, придерживается и губернатор Юрий Евдокимов, иначе не назначил бы его представителем правительства Мурманской области в Совете Федерации РФ.

Недавно губернатор был переизбран на третий срок, теперь по закону Юрий Евдокимов обязан принять решение о назначении представителя областного правительства в СФ. Самое время попросить сенатора "отчитаться о проделанной работе"...

- Андрей Григорьевич, в Совете Федерации вы работаете в составе Комитета по бюджету, состоите в комиссиях по естественным монополиям и по делам молодежи и спорту. Так?

- Да.

- За те три с половиной года, что вы представляете исполнительную власть региона в СФ, чем конкретно вам приходится заниматься? Что полезного для области вы делаете?

- Мне как члену бюджетного комитета, конечно, больше всего приходится заниматься областными финансами, бюджетом. Отмечу, что за последние 4 года консолидированный бюджет области вырос почти в 2 раза, с 7,5 до 14 миллиардов рублей в текущем году, бюджет региона перестал быть "генератором неплатежей". С 2003 года в нем стали образовываться вполне приличные переходящие остатки, около 300 миллионов рублей. Это позволяет оперативно оплачивать текущие обязательства в самом начале года, когда в силу специфики минфиновской технологии текущие федеральные трансферты в регионы практически не поступают, да и налоговые поступления в начале года своими масштабами не впечатляют. Так что координация усилий правительства области с федеральным центром для достижения сбалансированности областного бюджета - самое важное направление моей деятельности как сенатора, или если хотите - лоббиста интересов региона в федеральных властных структурах. И каждый год приходится делать примерно одно и то же. И в этом нет ничего удивительного, ведь так жизнь устроена, по годовому циклу.

- Так что же, ударно отработав осеннюю вахту при утверждении бюджета страны, вы потом впадаете в спячку? Есть ведь и какая-то текучка, повседневная рутинная работа?

- Конечно, есть. В первую очередь хотел бы заметить, что работа над проектом следующего бюджета начинается сразу же после вступления в силу предшествующего. Вообще всю текущую деятельность можно разделить на две части: федеральную, связанную с принятием новых законов, что и должен делать Совет Федерации, и областной направленности. Работа по взаимодействию с Минфином по исполнению назначений федерального бюджета - это та работа представителя исполнительной власти, которую как раз и приходится проводить ежедневно.

Главное, что удалось сделать, - активно участвовать в процессе приведения бюджета области в соответствие с социально-экономическими потребностями региона и конструктивно выстроить отношения к области в Минфине. Несмотря на сокращение дефицита областного бюджета в этом году до 6,5 %, в области накоплен значительный объем просроченной задолженности, в том числе и за тепло. И мы совместно решаем вопрос по получению дополнительной финансовой помощи из центра, которая будет направлена на сокращение дефицита и погашение кредиторской задолженности. Минфин обычно не выдает беспроцентные ссуды, если не гасятся текущие обязательства. Но мы нашли веские основания, чтобы взаимодействовать с министерством без этих ограничений.

- И что же из этого следует?

- Следует очень простая вещь. Фактически этими ссудами удалось заместить дорогие для областной казны кредиты коммерческих банков, которые ранее использовались на покрытие кассовых разрывов. Бюджет 2003 года предусматривал новые масштабные заимствования у коммерческих банков - на 750 миллионов рублей. Реально же обошлись всего 225 миллионами. Остальное было покрыто межбюджетными трансфертами. Еще 200 миллионов было привлечено на среднесрочной основе на открытом рынке. Это не такие дорогие деньги, как если бы их занимать у банков. Успех в размещении облигационного займа говорит о том, что финансисты неплохо оценивают кредитоспособность Мурманской области.

- А что нового в бюджетном вопросе ожидает наш край в нынешнем году?

- Губернатор еще в июле прошлого года направил мне и моему коллеге, сенатору Вячеславу Попову, письмо с анализом межбюджетных отношений и перспективах формирования бюджета на 2004 год.

Вопросы, поднятые в письме, неоднократно обсуждались на заседаниях Комитета по бюджету Совета Федерации и стали предметом парламентских слушаний Совета Федерации, состоявшихся в сентябре прошлого года.

Задачи 2004 года очень непросты. С этого года отменен налог с продаж, полностью поступавший в областной бюджет, а компенсации потерь из федерального центра в полном объеме не произошло. Есть сомнения в исполнимости некоторых доходных статей. А это значит, что работу по выделению федеральных беспроцентных ссуд и кредитов в Минфине придется вести и дальше. Если в 2003 году в областном бюджете в качестве доходов из этого источника значилась сумма в 1 миллиард рублей, то на текущий год записано уже 2,3 миллиарда. Однако ни в прошлом году, ни в этом федеральный бюджет не брал на себя таких обязательств. Не брал, но почти 900 миллионов рублей в прошлом году для области было найдено. К тому же с этого года Минфин резко ужесточил порядок предоставления бюджетных ссуд, главное требование - бюджет должен исполняться в казначействе. Работа в этом направлении началась еще в прошлом году. Завершить ее предполагается к январю 2005 года, т.е. этот год становится решающим.

- Какие проблемы вы видите в ходе исполнения консолидированного бюджета области?

- Сегодня развернулся процесс подписания многосторонних соглашений между правительством области, главами муниципальных образований и крупнейшими налогоплательщиками региона. Подписано, на мой взгляд, знаковое соглашение между областью, городами Кировск и Апатиты и ОАО "Апатит"; в этом же ряду - соглашения с Кольской ГМК и "Еврохимом". Такие договоры позволят на более качественном уровне прогнозировать поступления в бюджеты всех уровней. Эту работу можно и нужно продолжать, причем широко пропагандировать и внедрять этот опыт по всей стране, используя и трибуну Комитета по бюджету Совета Федерации.

Однако остаются нерешенные вопросы в межбюджетных отношениях области и муниципальных образований. До сих пор нет регионального закона, регулирующего эти отношения, что порождает порой очень заметное бюджетное неравенство муниципальных образований. Очевидно, что необходим переход на долгосрочные, закрепленные законодательно нормативы разделения регулируемых налогов, единые для всей области.

До сих пор не решен вопрос о задолженности нескольких муниципальных образований за коммунальные услуги их поставщикам. Эта ситуация на фоне стабилизации бюджетного процесса в области смотрится противоестественно. Уверен, что большинство крупных поставщиков коммунальных услуг, такие как КГМК и ОАО "Апатит", готовы пойти на серьезные уступки в рамках процесса реструктуризации этой задолженности.

Эти меры позволят муниципальным образованиям расчистить свои бюджеты от просроченных долгов, наконец-то определиться с собственными налоговыми источниками и выйти на новый бездефицитный уровень бюджетного процесса, что весьма актуально на этапе реформирования местного самоуправления.

- Не секрет, что на Кольской земле действуют различные социальные и благотворительные программы, связанные с образованием, воспитанием, занятием спортом молодежи, которые поддерживают крупнейшие предприятия и предприниматели. Вы как член Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту в них как-то участвуете?

- В прошлом году начатая нами работа в городах Кировск и Апатиты по развитию школ "Самбо-70" получила федеральный статус в программе "ДРОЗД" - Дети России Образованы и Здоровы", поддержанной Советом по физической культуре и спорту при Президенте России, Госкомспортом, Советом Федерации. Из новых направлений остановлюсь лишь на автопробеге инвалидов "Бумеранг-2003", который спонсировала ассоциация "ФосАгро". Его финиш состоялся на стадионе города Апатиты в августе прошлого года на праздновании Дня шахтера.

Хочу обратить внимание, что привычная всем ассоциация "ФосАгро" в каком-то смысле получила новый импульс в своем развитии: все входившие в нее предприятия вступили в Ассоциацию производителей удобрений, которая объединяет крупнейших российских производителей, в том числе и "Еврохим", представленный на Кольской земле Ковдорским ГОКом.

Эту Ассоциацию доверили возглавить мне. Так что не исключено, что в ближайшем будущем "Апатит" и Ковдорский ГОК начнут координировать свои социальные проекты в ее рамках.

- Мурманскую область в Совете Федерации представляете вдвоем с Вячеславом Поповым. Как работаете - автономно или вместе?

- У нас с Вячеславом Алексеевичем сложились прочные рабочие контакты. Мы оба понимаем, что наша главная задача - действовать в интересах всей области. Он, как человек военный, командовавший Северным флотом, прекрасно знает все больные места, которые есть в военных городках и гарнизонах на территории области. Я искренне рад, что мне довелось сотрудничать с адмиралом Поповым, к которому я испытываю чувство глубочайшего уважения.

- И последний вопрос. Уже неоднократно в прессе поднималась тема необходимости изменения порядка формирования Совета Федерации, с другой стороны, может так получиться, что в ближайшие дни Юрий Евдокимов скажет вам спасибо за совместную работу и назначит представителем областного правительства в Совете Федерации совсем другого человека. Готовы к такому развитию событий?

- Ну, трагедией это для меня, конечно, не станет, мне есть чем в этой жизни заняться. С другой стороны... Хочется, чтобы мои связи, наработанные контакты в федеральных структурах приносили пользу области, чтобы не прервался с большим трудом налаженный диалог Мурманска и Москвы. То, чего удалось за эти годы добиться, вдвойне важно сохранить, имея в виду серьезные преобразования в рамках начавшейся в стране административной реформы.

В общем, если Юрий Алексеевич доверит мне продолжить начатое, буду рад оставаться полезным Кольскому краю.

* * *

Андрей Гурьев демонстрирует потрясающее и абсолютно несвойственное современным политикам нежелание "пиариться". На вопросы о бюджете, ссудах, трансфертах отвечает охотно, а вот личная жизнь - тема закрытая (и в этом он похож на Юрия Евдокимова). Между тем, пробежав по архивам Интернет-сайтов московских СМИ, узнаешь, что Гурьев в начале 90-х создавал сеть знаменитых детско-юношеских спортивных клубов "Самбо-70". Что он не просто имеет отношение к упоминавшейся в интервью программе "ДРОЗД", а опять же один из ее инициаторов. Входит в двадцатку самых влиятельных лоббистов-профессионалов страны. Что, наконец, на благотворительность не только добывает деньги из некогда руководимых им предприятий, но и жертвует - немалые суммы - из личного кармана.

А гурьевское наплевательское отношение к "пиару", на мой взгляд, объясняется просто - самодостаточностью успешного бизнесмена. Грубо говоря, у него все есть: и деньги, и любимое дело. И хорошо, что средства он вкладывает в детский спорт (мог бы, наверное, забавы ради и зарубежный футбольный клуб купить...), а делом выбрал должность лоббиста Мурманской области.

Беседовал Петр БОЛЫЧЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.04.2004

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
64,068374,184777,953471,6592
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня