Накануне очередной сессии Мурманской областной думы прошли заседания четырех профильных комитетов.

Пристальное внимание было уделено законопроекту об изменениях и дополнениях в законе о региональном бюджете на текущий год. Напомним, что он уже принят в первом чтении. Следующий шаг - перераспределение средств, что и обсуждали на заседаниях комитетов. Поправок об увеличении (или уменьшении) финансирования по тем или иным статьям было немало. За каждой из них - конкретные организации, люди...

К примеру, планируется забрать миллион двести тысяч рублей у центра "Лапландия" и направить эти деньги педколледжу.

- С чем связан переброс средств? - поинтересовался Федор Коньков.

- В колледже требуется замена электропроводки, - ответил зампредседателя комитета по образованию, науке и культуре Владимир Шиганов. - Учащимся и педагогам опасно там находиться. Изменения согласованы со всеми сторонами.

Впоследствии эти слова подтвердились, и депутаты одобрили поправку.

А вот другая поправка (авторы - Владимир Шиганов и Константин Попов) к законопроекту "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области" дала пищу для размышлений участникам заседаний двух комитетов - по экономической политике и хозяйственной деятельности и по бюджету, финансам и налогам.

Ее суть сводилась к следующему - субъект Федерации имеет право регулировать тарифы на платные услуги, оказываемые населению и организациям сельского хозяйства ветслужбой.

- Нужно бороться с аппетитом монополистов! - пояснил смысл законодательной инциативы Владимир Шиганов.

Руководитель совхоза "Тулома" Константин Попов эмоционально и резко обрисовал взаимоотношения местных хозяйств с ветеринарией:

- Ветслужба разрушила село!... Шантаж и умерщвление сельского хозяйства идут из Москвы.

Однако принять поправку невозможно, поскольку ветслужба согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2004 года находится в ведении Министерства сельского хозяйства. Для депутатов это стало неприятным открытием.

- Как же так? - удивился Владимир Шиганов. - Ведь в декабре прошлого года, когда принимали бюджет, планировалось перевести ветслужбу на региональный уровень. И соответствующее постановление правительства области было принято после заседания думы. Мы вообще не имели права давать деньги несуществующей структуре. На финансирование ветеринарии просили 24 миллиона рублей. Мы урезали до 13 с половиной, и сразу поднялся шум! Якобы депутаты их обидели и потому они вынуждены увеличить тарифы на платные услуги. А для чего же тогда мы им дали деньги? Чтобы они не поднимали тарифы, чтобы не страдало население. Неплохо бы КСП провести там проверку и выяснить, как расходуются средства.

Ясно, что поправка противоречит законодательству, а региональный закон о регулировании цен принимать нужно. Чтобы двигаться дальше, поправку необходимо снять. Возможен ли иной способ обуздать монополистов? К примеру, написать совместное обращение в правительство нашей области и Российской Федерации? Такой путь предложил председатель комитета Виктор Сайгин. Однако члены комитета решили создать прецедент и оставили поправку.

Эта тема получила продолжение на заседании "бюджетного" комитета.

Представители областного департамента финансов тут же внесли ясность - на содержание ветслужбы из региональной казны не потрачено ни копейки. Так что и проверять нечего.

К слову, об удивительном в сфере платных услуг. Депутат Надежда Максимова напомнила о постановлении областного правительства о том, что не менее 30% от доходов, полученных за предпринимательскую деятельность, бюджетники должны направлять на оплату коммунальных услуг.

- Оно не выполняется! На государственном оборудовании "частники" в рабочее время зарабатывают деньги, а бюджет покрывает их коммунальные расходы. Нужно усилить контроль в этой сфере.

Странным вопросом задались присутствующие на заседании комитета по законодательству и государственному строительству. Принят ли закон?

Речь шла о законе "О выборах депутатов Мурманской областной думы", принятом депутатами в апреле этого года. Однако губернатор данный документ не подписал, поскольку тот вступил в противоречие с Уставом области.

Камнем преткновения стало число народных избранников. По федеральному закону оно устанавливается Уставом субъекта РФ. Так вот, по Уставу число депутатов равно 26, а в законе стоит цифра 44. В результате закон отклонен.

Что дальше? Времени на раздумья осталось мало: чтобы привести областной закон в соответствие с федеральным его нужно принять до 16 июня. Мнения разделились.

- Создать согласительную комиссию, параллельно работать над Уставом и законом, - предложила Надежда Максимова.

- Закон уже принят! Он просто не подписан и не опубликован, поэтому все претензии к исполнительной власти. А мы создадим согласительную комиссию, - поддержал ее Александр Хмель.

С коллегами не согласился Федор Коньков:

- Закона нет! Создавать согласительную комиссию - значит, терять время. Нужно принимать закон с поправкой, предлагаемой губернатором (без указания конкретного числа депутатов. - Авт.), а потом вносить изменения в Устав.

Точку в дискуссии "принят или не принят" поставил юрист:

- Закон принят, но не вступил в юридическую силу.

Недавно назначенный и дебютировавший в этом качестве на заседании комитета представитель губернатора в думе Борис Воробьев заметил:

- В данном случае это игра формулировок. Мы выдергиваем одну фразу, а нужно смотреть в контексте - региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным.

Решение по данному вопросу комитет так и не принял, теперь законопроект предстоит обсудить на заседании думы.

Ирина ПОПОВА