21.05.2004 / Лента новостей

ЛЕД КОЛОЛИ НЕЗАКОННО?

Счетная палата РФ выявила факты незаконного использования ледокольного флота, переданного в доверительное управление "Мурманскому морскому пароходству" (ММП) в 1998 году. Эту сенсационную новость распространило на днях российское информационное агентство "Новости".

Ссылаясь на поступившее в агентство сообщение управления информации и общественных связей Счетной палаты, РИА "Новости" утверждает: договор доверительного управления был заключен комитетом по управлению государственным имуществом (КУГИ) Мурманской области, не имевшим на то соответствующих полномочий, и в отсутствие решения Правительства России.

"Кроме того, в нарушение Гражданского кодекса не была произведена должным образом государственная регистрация указанного договора. Таким образом, можно говорить о выведении из состава федерального имущества ледокольного флота, балансовая стоимость которого составляет 9,3 миллиарда рублей", - отмечается в сообщении.

Результаты проверки эффективности и целевого использования ледокольного флота ММП коллегия Счетной палаты рассмотрела на заседании в прошлую пятницу. Сама проверка проходила с марта по май. На заседании коллегии также отмечалось, что пароходство осуществляет доверительное управление ледокольным флотом неэффективно, зачастую ущемляя интересы государства.

"Так, только в 2002 году в нарушение Гражданского кодекса и условий договора доверительного управления через расчетные счета ОАО "ММП" прошло 2,26 миллиарда рублей доходов от использования ледоколов. При этом сроки прохождения денежных средств значительно превышали установленные, применялись ненадлежащие формы расчетов, в результате чего фактически осуществлялось кредитование ОАО "ММП" за счет федеральной собственности...

На этом фоне растет износ ледокольного флота. Так, до сих пор простаивает выведенный из эксплуатации еще в 1992 году атомный ледокол "Сибирь", ежегодные расходы на содержание которого составляют более 30 миллионов рублей," - говорится в сообщении.

По мнению проверяющих, ММП без согласия собственника - государства передавало в аренду иностранным компаниям атомные ледоколы для пассажирских круизов на Северный полюс.

"Подобные действия создают реальную угрозу национальной безопасности России в Арктике, увеличивая вероятность возникновения радиационной и террористической опасности", - указывается в пресс-релизе.

В ответном заявлении от 17 мая пресс-служба ММП заявила, что, "возможно, это очередная попытка дестабилизировать работу компании по обеспечению нормальной эксплуатации ледоколов", и выдвинула контраргументы в свою защиту.

Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя департамента экономического развития Мурманской области Александра Рузанкина. Вот как он оценил возникший конфликт:

"Договор доверительного управления был заключен в 1998 году между КУГИ Мурманской области и пароходством на основании постановления Правительства России. И если сейчас Счетная палата настаивает на том, что он нелегитимен, пусть разработает процедуру, как это исправить. Пусть Правительство даст рекомендации, что нужно сделать, чтобы привести его в соответствие с действующим законодательством.

Тем более, что опыт эксплуатации ледоколов пароходством показал: это управление эффективное. Сбоев никогда не было, за все шесть лет. Мы прекрасно помним те времена, когда ледокольный флот дотировался из федерального бюджета. После того, как ледоколы были переданы в доверительное управление ММП, эти дотации отсутствуют.

Нельзя также утверждать, как делают это специалисты Счетной палаты, что уведены такие-то деньги, что пароходством использованы федеральные средства, которые могли бы быть направлены государством, скажем, на содержание других судов.

Ведь там экономика гораздо глубже. К примеру, закупку ядерного топлива для ледоколов пароходство производит за счет собственных средств. А я могу сказать, что цена, например, одной активной зоны только за последний год практически удвоилась.

И если в этом году пароходство заработало прибыль от эксплуатации ледоколов и ее не истратило, не закупая активных зон, то это не означает, что оно должно отдать ее государству. Потому что придет время для их закупки, и эти средства понадобятся.

Да и вообще, почему все уткнулись только в атомные ледоколы, работающие на трассе Севморпути, и никто не говорит о судах атомного технологического обслуживания, которые пароходство содержит вместе с ледоколами? Речь идет о всем известных "Лепсе", "Имандре", "Лотте", "Серебрянке". А это тоже федеральная собственность, переданная пароходству в доверительное управление вместе с ледоколами. Эти суда уж точно никакой прибыли не приносят. Более того, на их содержание идут колоссальные деньги. И пароходство их вкладывает, хотя это частная структура. Почему в акте Счетной палаты не фигурируют эти цифры?

Что касается "Сибири", то ее реконструкция обойдется приблизительно в 50 миллионов долларов. На сегодня количество действующих ледоколов достаточно для того, чтобы обеспечить весь грузопоток по Севморпути. И вкладывать деньги в ремонт еще одного нецелесообразно. Если грузопоток возрастет, не сомневаюсь, что пароходство найдет средства, чтобы выпустить "Сибирь" на трассу.

Теперь о круизах. Если мне не изменяет память, "Ямал" начал возить туристов еще с 1990 года. Тогда ледоколы были напрямую в госсобственности. И "Ямал" регулярно ходил на полюс. Почему вопрос об угрозе национальной безопасности не ставился еще тогда?

Туристические компании, которые организуют эти круизы, получает все необходимые разрешения государственных органов. Если же говорить о возможности террористической опасности, когда иностранцы находятся на борту, то уровень физической защиты установки ледокола очень высок, пресса об этом знает. Так что эти аргументы тоже надуманные."

Обвинения ММП в неэффективном управлении атомным ледокольным флотом, ущемлении интересов государства так или иначе реанимируют уже ходившие некоторое время тому назад слухи о возможности расторжения с пароходством договора доверительного управления и передаче ледоколов новому собственнику, например, специально для этого созданному федеральному государственному унитарному предприятию. Александр Рузанкин изложил свою точку зрения и по этому вопросу:

"Каждый ледокол - это уникальный комплекс. Он не может просто поменять владельца, как автомобиль. В качестве примера скажу: есть ледоколы однотипные, одного проекта, но тем не менее их экипажи имеют именные сертификаты на работу только на конкретном ледоколе. Чтобы подготовить подобных специалистов, требуется несколько лет обучения в вузе, учебных центрах и соответствующая практика на этих кораблях.

К чему в конечном счете могла бы привести подобная передача ледоколов в другие руки (я даже не хочу касаться вопросов ядерной и радиационной безопасности, хотя они немаловажны)? Сейчас ММП платит своим морякам, которые ходят на ледоколах, очень высокую зарплату. Уверен, что ФГУП не способно ее обеспечить. И мы потерям квалифицированные кадры.

Экипажи атомных ледоколов укомплектованы специалистами самого высокого уровня. Они имеют сертификаты на обслуживание атомных ледоколов, транспортных и торговых судов, могут работать в рыболовецких компаниях. Чтобы было понятно: моряки с рыболовецких судов не имеют права работать на торговых, и даже отнюдь не все моряки торговых судов имеют право работать на ледоколах. Такая вот иерархия.

Если команды ледоколов лишить высокой зарплаты, эти люди без труда найдут себе высокооплачиваемую работу - например, пойдут по фрахту под чужим флагом. А мы в ближайшее время просто физически не сможем подготовить таких специалистов. Нужны доказательства? Предприятие, которое строит в Санкт-Петербурге ледокол "50 лет Победы", до сих пор не может сформировать приемно-сдаточную команду. И они наверняка обращаются в наше пароходство, чтобы взять специалистов с действующих ледоколов. Эта проблема тоже оказалась за кадром акта проверки Счетной палаты.

И еще, над пароходством довлеет очень много надзорных органов - Госатомнадзор, Регистр. Новому ФГУПу придется получать все лицензии заново. А это вопрос нескольких лет.

Так что ситуация здесь очень непростая. В настоящее время правительство области готовит соответствующее обращение в адрес премьер-министра Михаила Фрадкова для того, чтобы была создана какая-то комиссия, которая бы объективно рассмотрела все факты - и финансовые, и технические - существующего положения дел."

P.S. Счетная палата РФ планирует в октябре-декабре текущего года провести еще одну проверку финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования федеральной собственности Мурманским морским пароходством. По сообщению информагентства Прайм-ТАСС, она была включена в план работы палаты на нынешний год на заседании, прошедшем 14 мая. Возможно, новая проверка добавит ясности в ситуацию, и судьба ледоколов будет определена?

Игорь Ягупов

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.05.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня