30.05.2004 / Лента новостей

ТЫЛОМ - ВПЕРЕД

"Нужно воевать тылом вперед" - не помню, кому из военных деятелей принадлежат эти слова, но есть в них глубокий смысл. Что толку от солдата, у которого в кровь сбиты ноги сапогами не по размеру? Какой прок в самолете, если его баки пусты? Без тылового обеспечения не смогут полноценно выполнить боевую задачу ни пехотный полк, ни ракетный крейсер.

В гаджиевском гарнизоне материально-техническое и тыловое обеспечение подводников возложено на базу подводных сил, которой командует контр-адмирал Алексей Конев. Объем задач, возложенных на личный состав базы, очень широк. Это медицинское, автотранспортное, финансовое, продовольственное и вещевое обеспечение, охрана и оборона объектов, подача тепла в здания и сооружения, подготовка к использованию техники и вооружения, ремонт атомных субмарин в плавмастерских.

Буксиры базы выводят к выходу из залива уходящие на боевую службу подлодки и первыми встречают их после дальних походов. Один из тех, кто занят этим, - командир буксира РБ-247 Евгений Остахов.

УМНИК, БОЦМАН, СИГАЛ

"Умник" - это позывной буксира. "Боцманом" же зовут Евгения Владимировича. В этой должности он служил и на надводных кораблях, и на подводных ракетоносцах. В 1994 году ушел на пенсию из экипажа РПКСН "Карелия", а теперь занимается его буксирным обеспечением. "Сигал", впрочем, тоже прозвище Остахова. Это уже за характерную прическу с хвостиком на затылке, как у известного голливудского супермена.

На капитанский мостик буксира он поднялся после службы на "Карелии". Там, стоя на рулях, чувствовал за спиной мощь нескольких десятков тысяч лошадиных сил. У буксира, конечно, силенки не те, однако бывший подводник полюбил его.

Это судно... не имеет винтов. Движители - два крыльчатых вентилятора установленные на носу. Благодаря им, говорит Евгений Остахов, буксир обладает невероятной маневренностью, и он на нем может на воде танцевать вальс. Как его не полюбить?

РБ-247, экипаж которого наполовину состоит из бывших подводников, вместе с таким же буксиром РБ-109, которым командует Игорь Щербаков, участвовал в ответственной операции, связанной с последним походом погибшего "Курска". Несмотря на небольшие размеры и мощность, приходится работать даже с такими гигантами, как авианосец "Адмирал Кузнецов" или крейсер "Петр Великий". Но главное назначение буксира - работа с атомными подлодками. Евгений Остахов считает своим долгом встретить субмарину, если отправлял ее в поход.

Привлекался экипаж и к выполнению неспецифических задач. К примеру, два месяца обеспечивал работу съемочной группы фильма "72 метра". Да мало ли хлопот у труженика, который умеет танцевать вальс!

ПЛАВУЧИЙ ЗАВОД

Невдалеке от буксира пришвартованы к причалу три приличных размеров судна, составляющих основу плавучего судоремонтного завода. Ранее их вместе увидеть было сложно. Плавмастерская ПМ-81 несколько лет обеспечивала силы флота в Анголе, ПМ-64 - восьмой оперативной эскадры в зоне Персидского залива. Самая современная из троицы - ПМ-69. Ее то и показал нам главный инженер завода капитан первого ранга Андрей Рожнов.

Поскольку плавучий СРЗ занимается ремонтом атомных подлодок, то и руководителей, а также ведущих специалистов сюда набирают из экипажей атомоходов. Сам Андрей Геннадиевич, кавалер ордена Почета, отдал им десять лет - служил в электромеханической боевой части, эксплуатируя главную энергоустановку.

В чреве судна разместились целые цеха, оснащенные современными станками, в том числе и для расточки валов. Среди уникального отечественного оборудования, к примеру, - установка для ультразвуковой очистки фильтров. И работают на этих станках специалисты экстра-класса, такие, к примеру, как токарь шестого разряда Александр Мороз или сварщик старший мичман Петр Андрущенко.

Подводники ни разу не предъявили работникам завода претензий по поводу качества межпоходного ремонта. А это - главная для коллектива оценка.

ОДНА ИЗ ДВУХ

Наверное, есть что-то притягивающее людей на Север. Двадцать два года тому назад пришел служить на флот выпускник Коломыйского медучилища Василий Бакай. Направили его фельдшером в спецполиклинику, каких в российском ВМФ всего две. После срочной службы была учеба в Архангельском и Горьковском медицинских институтах, служба на подводном ракетоносце, во время которой довелось спасти жизнь матросу, выполнив полостную операцию, когда лодка находилась подо льдами Арктики... Прошли годы, и он, уже подполковником медслужбы, возглавил ту самую особую поликлинику.

Работы у ее персонала достаточно. Не потому что подводники хворый народ. Но ежегодно приходится проводить освидетельствование более чем полутора тысяч моряков, принять около двадцати тысяч пациентов. Вся эта нагрузка ложится на 13 врачей.

И главной своей заслугой Василий Богданович считает то, что по своей вине медики не потеряли ни одного матроса.

ЗАКОЛОЧЕННЫЕ ОКНА

По объектам базы нас водил заместитель командира по воспитательной работе капитан первого ранга Владимир Жарский. Естественно, бывший подводник, естественно, участник десятка боевых служб на дизельных и атомных подлодках. Кавалер ордена "За службу Родине". Впрочем, таких, как он, на флоте немало. А вот чем Жарский однозначно войдет в историю эскадры, так это изданным (небольшим, правда, тиражом) сборником морских тостов. Он сам сочинил их в стихотворной форме - более пятисот.

За все время пребывания на эскадре мы не слышали сетований подводников на трудности. Лишь провожая нас, Владимир Георгиевич заметил:

- Видите, сколько стоит домов с заколоченными окнами? А нам негде расселить более четырехсот семей подводников.

Вот такая проблема возникла несколько лет назад. Тогда флот покидали сотни офицеров, а на содержание пустующего жилья денег не было. По-видимому, пришла пора расконсервировать его, чтобы обеспечить нуждающихся подводников квартирами.

Уходя в море на боевую службу, офицер, мичман, контрактник должны знать, что его семья имеет крышу над головой и комфортные условия для жизни. А их, эти условия, обязаны обеспечить те, кто остался на берегу: тыл и местная власть.

Юрий ТИМОФЕЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.05.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня