25.11.2004 / Лента новостей

НА "САЛЛЕ" ЖДУТ ПЕРЕМЕН

Два года минуло с открытия международного автомобильного пограничного перехода "Салла". Немало надежд возлагалось на него как на широкие ворота в соседнюю Скандинавию, открытые наконец-то в месте, удобном для северных регионов по обе стороны границы. Как живет сейчас "Салла"?

Весь комплекс построек - и административное здание, и жилые, и вспомогательные помещения - выглядит аккуратно, вполне по-европейски, и устроено там все рационально. Нечасто, но подруливают машины с той и другой стороны границы. Автолесовоз с двумя прицепами, полными круглого леса, отправился в Финляндию, микроавтобус и 3-4 легковушки проследовали к нам за те часа два, что пробыл я на "Салле".

Начальник контрольно-пропускного пункта, капитан погранвойск Алексей Захаров, показал комплекс зданий, полосы движения с досмотровой ямой и весами для грузовых автомобилей, павильоны и залы - пограничной и таможенной зон пропуска граждан. Показал и служебный блок пограничников: помещение дежурного с системами связи, видеонаблюдения и охранной сигнализации, где нес службу сержант-контрактник, а также офисные и другие специальные помещения, в том числе зарешеченную камеру для временного содержания опасных нарушителей границы. Ее, по словам Алексея Евгеньевича, пока еще никто не "обновил".

Много современных технических средств в помощь пограничникам - это и аппарат для специальной проверки документов на основе компьютера, и ручные портативные металлоискатели, и приборы для досмотра транспорта и грузов, в том числе со встроенной видеокамерой... Большинство их импортные, приобретенные на средства Евросоюза, выделившего деньги на строительство и оборудование этого пункта пропуска.

В зоне паспортного контроля работает женщина-пограничник, в следующем зале - таможенного контроля - тоже женщина в форме таможенной службы. Здесь же окно отделения "Мончебанка". Спокойно и полупустынно.

Где же ожидавшийся массовый поток на пересечение границы?

Его пока нет. Пропускная способность "Саллы" - 200 единиц транспортных средств и 500 человек в сутки. То есть 73 тысячи автомобилей и 182,5 тысячи человек в год. Пересекло границу за 10 месяцев этого года чуть более 30 тысяч машин и свыше 50 тысяч человек. Главным образом деловые люди с нашей стороны, а также с финской, которые едут в Мурманск и другие города области, ну и туристы.

Разумеется, и это немало. По крайней мере, больше, чем в прошлом году. Правда, по мнению Валерия Назарова из Алакуртти, руководителя бизнес-центра, прирост этот - в основном за счет тех иностранцев, что приезжают всего на два-три часа, чтобы закупить на местном рынке товары подешевле, спиртное и тут же вернуться обратно. Хотелось бы, отметил он, чтобы чаще приезжали в Алакуртти и Кандалакшу люди для работы по совместным проектам, а также по приграничному туризму.

То и другое пока в зачаточном состоянии. Впрочем, мои собеседники убеждены, что поток туристов и деловых людей будет нарастать. Такой прогноз основан, в частности, на результатах недавней встречи, в которой участвовали руководители муниципалитетов из Северной Финляндии и главы администраций Кандалакши, Ковдора и Алакуртти. К примеру, наряду со строительством снегоходной трассы с промежуточными базами отдыха от границы до Кандалакши, планируется создать такие же трассы от Кайрал на Карелию и от границы (через Ковдор и Верхнетуломский) до Мурманска. По наблюдениям пограничников, увеличивается и пассажиропоток из Скандинавии через "Саллу" на Мурманск и далее на юг - в Карелию и другие области России.

В связи с увеличением пассажиропотока и прогнозами на дальнейшее его нарастание руководители погранслужбы выражают серьезную озабоченность. Связана она с опасностью появления автомобильных очередей. А очереди на российских пунктах пропуска образуются из-за множества проверок, которым подвергаются те, кто пересекает границу. В частности, поводится фитоконтроль, работают представители транспортной инспекции, ветеринарной, санитарной, миграционной служб.

У пограничников проверка документов на "Салле" по нормативам должна укладываться в 2 минуты на каждого человека. Остальным службам времени требуется куда больше. А поскольку действуют они поочередно, то и возникают очереди. Например, на северо-кавказском направлении для пересечения границы, по словам Алексея Захарова, автомобили простаивают нередко по 6, а автобусы - по 12 часов. На "Салле", кроме пограничников, таможенников и транспортной инспекции, других служб пока нет. Однако ходатайство от УВД о том, чтобы сел там миграционный чиновник, в Москву уже ушло, места и помещения для остальных служб на пункте пропуска уже предусмотрены.

Вполне определенно на этот счет высказался начальник Алакурттинского погранотряда полковник Сергей Митюшин.

- В прессе и на высоких совещаниях в последнее время часто сквозят недоуменные замечания о том, что у нас, мол, появилось несколько государственных границ, - отметил он. - Имеются в виду те структуры, которые осуществляют свой погранконтроль. Но мы знаем, что всегда была и будет только одна госграница. И ее охрана согласно федеральному закону о границе России возложена на нашу структуру. Следовательно, хозяин должен быть один. Не спорю, контроль необходим - и таможенный, и транспортный, и санитарный, и прочий. Но он должен быть цивилизованным.

На вопрос, что имеется в виду, Сергей Иванович пояснил:

- Для контроля, убежден, достаточно представителей двух основных служб: пограничной и таможенной. Они могут выполнять функции и всех остальных. Видим это на примере наших соседей финнов. Два человека там осуществляют пропуск через границу. Но они наделены дополнительными полномочиями, снабжены нормативными документами, которые отражают определенные стандарты остальных заинтересованных ведомств, и самыми современными техническими средствами досмотра и проверки. Нет лишних людей, а стало быть, и очередей у шлагбаумов.

- Известна ли эта точка зрения руководителям погранслужбы? - поинтересовался я.

- Разумеется. Этот вопрос поднимают многие начальники погранотрядов, потому что мы все желаем, чтобы наша граница стала повсеместно цивилизованной, и чтобы пункты перехода не страшили граждан очередями и неразберихой.

Мы долго беседовали и о других проблемах. Скажем, приезжающие из стран Скандинавии оказываются в шоке, когда почти до Кандалакши обнаруживают "мертвую зону" для своих мобильных телефонов. На более чем стокилометровом участке, увы, нет ни одного ретранслятора мобильной связи. К МАПП "Салла" подведена линия электропередачи. Но уже фактически год, как не могут от нее получить электроэнергию: строители - финская компания NCC и субподрядчик "Колэнергостроймонтаж" никак не могут разойтись миром в вопросе о задолженности первой перед второй. 47 километров приграничной дороги до сих пор не заасфальтированы. Недостает жилья для семей контрактников. Кстати, здесь нет солдат срочной службы. А в ближайшее время и вся погранслужба перейдет на такую систему. К этому на "Салле" уже готовы, а теперь готовятся и к другим переменам.

Игорь ЧЕСНОКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.11.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня