31.05.2013 / Лента новостей

От набережной Круазетт до Кольского залива

Набережная Круазетт, если кто не знает из северян, это символ Каннского фестиваля, одно из тех мест, где проходят его основные события. Кольский залив, если кто не в курсе в Каннах, примерно то же значит для Мурманска.

На какую карту ни посмотри, каким аршином ни измеряй - расстояние между этими географическими объектами преизрядное. Но есть и то, что их объединяет, - кинематограф. В этом году такой фантастической «червоточиной» стал «Великий Гэтсби». Картина показывалась на открытии Каннского МКФ, а в Мурманске она уже шла! Поэтому имеет смысл присмотреться к лауреатам нынешнего фестиваля пристальнее, вдруг какие-то из них появятся и у нас на экранах.

Сразу предупреждаю неподготовленного зрителя: любая фестивальная программа (не только в Каннах) переполнена так называемым авторским кино. «Я художник, я так вижу!» в девственно чистом варианте - таковы правила игры на крупнейших международных кинофестивалях. Соответственно, ожидать от ленты, показывавшейся в тех же Каннах, прелестей «Стартрека» или «Железного человека» не стоит - здесь демонстрируют другие картины. Например, такие, как мексиканский триллер «Эли», шокировавший всех (кроме каннских ветеранов) своей жестокостью по отношению к людям и животным, а кое-кого - и определенным привкусом педофилии, но тем не менее получивший приз за режиссуру. (Хотя - третий мир, наркокартели, «оборотни в погонах», горячая латинская кровь: в белоснежных перчатках работают только официанты или киллеры экстракласса.) Решение это обсуждалось прессой на все лады.

Еще больше споров - из-за «Золотой пальмовой ветви» для «Синего - самого теплого цвета», причем в «дележке» - фильму и занятым в нем актрисам Адель Экзаркопулос и Леа Сейду: уникальный случай за все время существования Каннского МКФ. «Синий…» - лесбийская мелодрама, и не видеть в таком экстраординарном поступке политического аспекта может только инопланетянин, слепой или член жюри нынешнего фестиваля, возглавляемого Стивеном Спилбергом. От Спилберга, правда, такого не ожидали, но он председательствует в Каннах впервые - вот, наверное, и решил показать себя святее Папы римского.

Если же отвлечься от гендерной политики и обратиться к «чистому» кино, то окажется, что «Синий…» имеет изрядное количество параллелей в американском независимом кино. К примеру, лет десять назад в американском ограниченном прокате с успехом шла гетеросексуальная мелодрама «Мир призраков» Терри Цвигоффа, поднимавшая аналогичные жизненные проблемы. Может, поэтому эта картина и приглянулась Спилбергу.

Кстати, для проката в России «Синий - самый лучший цвет» закуплен. Однако поскольку прокатывать его будет «Другое кино» (эта фирма специализируется исключительно на «сложных» лентах), до Мурманска «Синий…» вряд ли доберется.

А вот «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов, трагикомедию про певца-неудачника и постоянно теряющегося кота, мы наверняка увидим. Гран-при жюри, врученный ленте, скорее всего, чисто спилберговское решение. Коэны могли рассчитывать и на большее, если бы не политическая ситуация во Франции, не их гражданство и не наличие у них «Золотой пальмовой ветви», полученной много лет назад за «Бартон Финка». Сами Коэны не ожидали награждения и уже улетели в США, приз за них получал спешно вернувшийся с чартерного рейса продюсер Оскар Айзек.

Чисто спилберговским можно назвать и приз Брюсу Дерну - «лучшая мужская роль» за «Небраску» Александра Пейна. Дерн в картине сыграл сильно закладывающего за воротник работягу из Небраски (аналог нашего Макартелятнегонялска), который неожиданно выиграл в лотерею миллион долларов. Решение также неожиданное, прежде всего для Дерна, который и вовсе в Каннах не присутствовал. Реальной альтернативой был Майкл Дуглас в «За канделябрами», исполнивший свою роль после тяжелейшей операции (рак горла) и по чистейшим «оскаровским» стандартам. Однако этот самый «оскаровский» стандарт, наверное, и обернулся против Дугласа. Возможно, минусом оказалось и то, что фильм поставил Стивен Содерберг. Недавно он громогласно объявил о своем уходе из кино, а тут взял да и объявился на киноконкурсе… с телефильмом!

Ни один из фестивалей последних двадцати лет не обходится без награждения картины из Азии. По сравнению с лентами из Европы и США они выглядят не то что лучше, но свежее за счет этнографической экзотики. Такое поветрие не миновало и нынешние Канны. Безо всяких дискуссий обошлось награждение призом за сценарий китайского триллера «Прикосновение греха», с определенной долей скепсиса приняли японскую драму «Каков отец, таков и сын» (приз жюри) и французскую (но с иранскими режиссером и актерами) мелодраму «Прошлое» (приз за лучшую женскую роль - Беренис Бежо).

В параллельном главному независимом конкурсе «Неделя критики» участвовали две короткометражки российских режиссеров - «Майор» Юрия Быкова и «Иди и играй» Дарьи Беловой. Последняя из них была награждена специальным призом.

…И все же как далека набережная Круазетт от Кольского залива! На фоне этих кинематографических страстей то, что происходит у нас на экранах, вполне предсказуемо. «Форсаж-6» - на первом месте по результатам уик-энда, прошлый фаворит «Стартрек» обвалился аж на третье («Гэтсби» - стабильно на втором). На следующей неделе то же самое случится и с «Форсажем-6», поскольку в двери стучатся комедия «Мальчишник-3» (для взрослых) и мультфильм «Эпик» (для детей). Первая лента - триквел, но не древней комедии с Томом Хэнксом и ослом, а более современной - про лас-вегасские и бангкокские «зависания» будущих женатиков. «Эпик» - те же «Артур и минипуты», только главная героиня - девочка, и снято все не Люком Бессоном, а Крисом Уэджем («Ледниковый период»). В том или ином порядке они наверняка и займут первое и второе места в киночарте России.

Алексей ГУЛЯНИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.05.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня