Набережная Круазетт, если кто не знает из северян, это символ Каннского фестиваля, одно из тех мест, где проходят его основные события. Кольский залив, если кто не в курсе в Каннах, примерно то же значит для Мурманска.

На какую карту ни посмотри, каким аршином ни измеряй - расстояние между этими географическими объектами преизрядное. Но есть и то, что их объединяет, - кинематограф. В этом году такой фантастической «червоточиной» стал «Великий Гэтсби». Картина показывалась на открытии Каннского МКФ, а в Мурманске она уже шла! Поэтому имеет смысл присмотреться к лауреатам нынешнего фестиваля пристальнее, вдруг какие-то из них появятся и у нас на экранах.

Сразу предупреждаю неподготовленного зрителя: любая фестивальная программа (не только в Каннах) переполнена так называемым авторским кино. «Я художник, я так вижу!» в девственно чистом варианте - таковы правила игры на крупнейших международных кинофестивалях. Соответственно, ожидать от ленты, показывавшейся в тех же Каннах, прелестей «Стартрека» или «Железного человека» не стоит - здесь демонстрируют другие картины. Например, такие, как мексиканский триллер «Эли», шокировавший всех (кроме каннских ветеранов) своей жестокостью по отношению к людям и животным, а кое-кого - и определенным привкусом педофилии, но тем не менее получивший приз за режиссуру. (Хотя - третий мир, наркокартели, «оборотни в погонах», горячая латинская кровь: в белоснежных перчатках работают только официанты или киллеры экстракласса.) Решение это обсуждалось прессой на все лады.

Еще больше споров - из-за «Золотой пальмовой ветви» для «Синего - самого теплого цвета», причем в «дележке» - фильму и занятым в нем актрисам Адель Экзаркопулос и Леа Сейду: уникальный случай за все время существования Каннского МКФ. «Синий…» - лесбийская мелодрама, и не видеть в таком экстраординарном поступке политического аспекта может только инопланетянин, слепой или член жюри нынешнего фестиваля, возглавляемого Стивеном Спилбергом. От Спилберга, правда, такого не ожидали, но он председательствует в Каннах впервые - вот, наверное, и решил показать себя святее Папы римского.

Если же отвлечься от гендерной политики и обратиться к «чистому» кино, то окажется, что «Синий…» имеет изрядное количество параллелей в американском независимом кино. К примеру, лет десять назад в американском ограниченном прокате с успехом шла гетеросексуальная мелодрама «Мир призраков» Терри Цвигоффа, поднимавшая аналогичные жизненные проблемы. Может, поэтому эта картина и приглянулась Спилбергу.

Кстати, для проката в России «Синий - самый лучший цвет» закуплен. Однако поскольку прокатывать его будет «Другое кино» (эта фирма специализируется исключительно на «сложных» лентах), до Мурманска «Синий…» вряд ли доберется.

А вот «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов, трагикомедию про певца-неудачника и постоянно теряющегося кота, мы наверняка увидим. Гран-при жюри, врученный ленте, скорее всего, чисто спилберговское решение. Коэны могли рассчитывать и на большее, если бы не политическая ситуация во Франции, не их гражданство и не наличие у них «Золотой пальмовой ветви», полученной много лет назад за «Бартон Финка». Сами Коэны не ожидали награждения и уже улетели в США, приз за них получал спешно вернувшийся с чартерного рейса продюсер Оскар Айзек.

Чисто спилберговским можно назвать и приз Брюсу Дерну - «лучшая мужская роль» за «Небраску» Александра Пейна. Дерн в картине сыграл сильно закладывающего за воротник работягу из Небраски (аналог нашего Макартелятнегонялска), который неожиданно выиграл в лотерею миллион долларов. Решение также неожиданное, прежде всего для Дерна, который и вовсе в Каннах не присутствовал. Реальной альтернативой был Майкл Дуглас в «За канделябрами», исполнивший свою роль после тяжелейшей операции (рак горла) и по чистейшим «оскаровским» стандартам. Однако этот самый «оскаровский» стандарт, наверное, и обернулся против Дугласа. Возможно, минусом оказалось и то, что фильм поставил Стивен Содерберг. Недавно он громогласно объявил о своем уходе из кино, а тут взял да и объявился на киноконкурсе… с телефильмом!

Ни один из фестивалей последних двадцати лет не обходится без награждения картины из Азии. По сравнению с лентами из Европы и США они выглядят не то что лучше, но свежее за счет этнографической экзотики. Такое поветрие не миновало и нынешние Канны. Безо всяких дискуссий обошлось награждение призом за сценарий китайского триллера «Прикосновение греха», с определенной долей скепсиса приняли японскую драму «Каков отец, таков и сын» (приз жюри) и французскую (но с иранскими режиссером и актерами) мелодраму «Прошлое» (приз за лучшую женскую роль - Беренис Бежо).

В параллельном главному независимом конкурсе «Неделя критики» участвовали две короткометражки российских режиссеров - «Майор» Юрия Быкова и «Иди и играй» Дарьи Беловой. Последняя из них была награждена специальным призом.

…И все же как далека набережная Круазетт от Кольского залива! На фоне этих кинематографических страстей то, что происходит у нас на экранах, вполне предсказуемо. «Форсаж-6» - на первом месте по результатам уик-энда, прошлый фаворит «Стартрек» обвалился аж на третье («Гэтсби» - стабильно на втором). На следующей неделе то же самое случится и с «Форсажем-6», поскольку в двери стучатся комедия «Мальчишник-3» (для взрослых) и мультфильм «Эпик» (для детей). Первая лента - триквел, но не древней комедии с Томом Хэнксом и ослом, а более современной - про лас-вегасские и бангкокские «зависания» будущих женатиков. «Эпик» - те же «Артур и минипуты», только главная героиня - девочка, и снято все не Люком Бессоном, а Крисом Уэджем («Ледниковый период»). В том или ином порядке они наверняка и займут первое и второе места в киночарте России.

Алексей ГУЛЯНИН