01.06.2013 / Лента новостей

Театр был полон...

Фото: Юрий Левин
Владимир Стоменок и Алла Семенишинав спектакле «Татуированная роза».

Это было время, когда лишний билетик на премьеры, да и не только на премьеры нашего Мурманского областного драматического театра спрашивали уже на остановке троллейбуса у «Детского мира». Да-да! Не на спектакли заезжих звезд, а на свои, родные, мурманские. Хотя надо сказать, что тогдашний репертуар театра не очень-то отличался от столичного. Ставили Вампилова, Островского, Уильямса, Маяковского, Брехта, Чехова - словом, все лучшее, что шло тогда в столичных театрах.

Я называю семидесятые и начало восьмидесятых золотым веком мурманского театра и думаю, что со мной согласится большинство мурманчан, знавших МОДТ того времени.

Замечательный журналист Светлана Алексеевна Попова всю жизнь проработала на Мурманском телевидении, ныне ГТРК «Мурман», сначала редактором редакции литературно-драматических передач, а позднее главным редактором МСТ. Несколько лет назад я попросил ее поделиться своими впечатлениями о нашем театре. К сожалению, тогда по разным причинам не удалось опубликовать написанное. Светланы Алексеевны уже нет с нами, а ее заметки о театре остались и достойны того, чтобы с ними познакомились читатели «Мурманского вестника».

В те годы я занимался в театре фоторекламой и в силу специфики работы знал МОДТ изнутри. Приходилось часто бывать на репетициях, много общаться с актерами и режиссерами. Здесь творчеством, желанием сделать как можно лучше, удивить и покорить зрителя дышало всё и вся. От директора до уборщиц - все работали и творили для того, чтобы «его величество зритель» ушел из театра с желанием еще и еще раз сюда вернуться. Эта атмосфера захватывала, заставляла работать с максимумом отдачи. И мне кажется, что тогда если не всё, то очень многое у нас получалось. Спектакли с аншлагом, артистов знают, любят и узнают на улицах, выход в театр для людей - праздник!

Наш театр - почти ровесник Мурманской области. Он уверенно набирает силу, идет вперед. В него возвращается зритель, появляются новые, молодые поклонники его творчества. Это не может не радовать: ведь Мурманск - столица области - всегда был для северян и театральной столицей.

Юрий ЛЕВИН

В 1958 году после окончания Ленинградского университета я приехала в Мурманск. Пять студенческих лет подарили незабываемые театральные впечатления. Я была завсегдатаем Александринки - драматического театра имени Пушкина и большой поклонницей его тогдашних корифеев: Николая Черкасова, Николая Симонова, Бруно Фрейндлиха. В числе любимых была и Акимовская комедия, и, конечно, Большой драматический, носивший тогда еще имя Горького.

Короче, я вкусила настоящего, большого искусства и считаю, что именно театры да еще концерты в филармонии сформировали мой вкус - всерьез и надолго. Плохого или даже среднего театра уже не хотелось. Что же ожидало меня в новом, незнакомом северном городе? До искусства ли тут, на краю земли?

…«Каменное гнездо» давали в ДК имени Кирова (помнится, он назывался тогда Дворцом культуры рыбаков), своего здания у местного драмтеатра до 1963 года не было. Первый спектакль - первые впечатления. Труппа только что вернулась из гастрольной поездки в Ленинград, где с успехом показала несколько своих работ. Действие пьесы Хеллы Вуолийоки разворачивалось в старом родовом поместье, где властвовала хозяйка Нискавуори, женщина сильная, по-своему жестокая. Справедливо отмечали, что характер и положение роднили финскую Хозяйку с горьковской Вассой Железновой. Но в исполнении мурманской актрисы Марики Усовой она сочетала в себе житейскую мудрость, человеческое чутье и свое женское обаяние. Молодую героиню играла Мария Чудзина, звезда труппы, - играла романтично и тонко…

Режиссура тут не грешит дурным вкусом, что бывает свойственно периферии; здесь не любят штампов и не заигрывают со зрителями, работая «на кассу»

Уже первая встреча с театром подсказала: режиссура тут не грешит дурным вкусом, что бывает свойственно периферии; здесь не любят штампов и не заигрывают со зрителями, работая «на кассу». Я не сразу определила для себя, откуда этот, совсем не провинциальный, а скорее столичный замах и строгая требовательность к себе и к зрителям. Но скоро поняла: конечно, дело было в корнях, истоках - ведь мурманский театр изначально создавался как филиал Большого драматического и унаследовал его дух, атмосферу, его особую «ленинградскую» культуру.

Это стало еще ощутимей, когда в Мурманск приехал новый главреж, ученик Г. Товстоногова Василий Киселев. С его именем связана новая страница истории театра. Зрители старшего поколения несомненно помнят спектакли «104 страницы про любовь», «Иркутская история», «На дне», «Валентин и Валентина», «Гнездо глухаря», «Клоп». Одной из самых значительных работ Киселева той поры была постановка «Троянской войны не будет» по пьесе Жана Жироду. Это был спектакль большой внутренней энергетики, с яркими актерскими работами Елены Даниловой, Бориса Соловьева, Корнелия Баздерова, Василия Камкина, со скульптурно вылепленными мизансценами, оригинальной и точной сценографией Аркадия Свищева.

Нельзя не отметить прекрасные человеческие и профессиональные качества Василия Васильевича: он дал возможность в полной мере проявиться молодым режиссерам Олегу Овечкину, Валерию Келле-Пелле. При его поддержке взошла звезда Григория Михайлова, режиссера яркого таланта, принесшего в театр новую эстетику. Каждый его спектакль («Затюканный апостол», «Женитьба», «Продавец дождя», «Трехгрошовая опера») становился событием и принимался на ура не только молодежью, но и коренными мурманскими театралами. Хотя его тянуло к современной зарубежной драматургии, именно Михайлов открыл для нас Александра Вампилова. Надолго запомнился спектакль «Прошлым летом в Чулимске», отмеченный замечательной работой Аллы Семенишиной, актрисы удивительной красоты и сильного драматического темперамента. Она стала главной героиней Михайлова, сыграв в его спектаклях «Орфей спускается в ад», «Гроза», «Три сестры».

Григорий Михайлов работал рядом с главным режиссером и, я бы сказала, под его крышей. Его славу главный принимал не как успех соперника, а как должное, и по мере сил способствовал этому: освобождал от рутины, позволял работать «для души», брал на себя обязательные, с точки зрения официальной идеологии, пьесы.

Без малого 200 ролей сыграл на мурманской сцене Корнелий Баздеров, служивший своему театру почти 60 лет, здесь ставший народным артистом России… Мне довелось писать рецензию на спектакль «Свадьба Кречинского». Этой постановкой пьесы Сухово-Кобылина театр открывал сезон 1965 года. Острокомедийный материал требовал новых ярких решений. Для многих сидевших в тот вечер в зале откровением стала работа Баздерова, у которого к этому времени уже сложился свой репертуар, признанный публикой, были свои крупные роли. Молодой режиссер Олег Овечкин сумел найти новые, неожиданные краски в таланте Корнелия Александровича. Сатира - вот то новое, что явилось с этим спектаклем на мурманскую сцену. Раньше был смех. Здесь же на первое место вышел разящий сарказм.

…Перебираешь в памяти афиши тех лет и отмечаешь особенно запомнившееся: комедийная роль Марины Скоромниковой в «Старомодной комедии», озорная Алла Азарченко - «Эй, ты - здравствуй!» и «Справедливость - мое ремесло», яркие персонажи гоголевской «Женитьбы» и острая гротесково-буффонадная сценография Николая Гарпинича, открытие малой сцены, первые работы нового режиссера Владислава Пази… Осталось в памяти главное: театр был единым организмом, сталкомандой единомышленников и, что не менее важно, собрал вокруг себя преданных зрителей, питался их дружеским участием, получая из зала необходимый энергетический заряд, и воспитал подлинную зрительскую культуру.

Фото: Юрий Левин
ладимир Стоменок и Алла Семенишина в спектакле «Гроза».
Фото: Юрий Левин
Леонид Ниценко в спектакле «Пробуждать спящих».
Фото: Юрий Левин
Василий Камкин и Марина Скоромникова в спектакле «Характеры».
Фото: Юрий Левин
Вахтанг Туманов и Марина Скоромникова в спектакле «Старомодная комедия».
Фото: Юрий Левин
Алла Семенишина в спектакле «Три сестры».
Фото: Юрий Левин
Режиссер Григорий Михайлов на репетиции.
Фото: Юрий Левин
Владимир Стоменок, Ефим Иоффе, Клавдия Белова, Сергей Вагинов в спектакле «Продавец дождя»
Фото: Юрий Левин
Корнелий Баздеров в спектакле «Старый Новый год».
Фото: Юрий Левин
Сергей Вагинов и Елена Макарова в спектакле «Трехгрошевая опера».
Светлана ПОПОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.06.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,761776,135078,277074,5316
Афиша недели (16+)
Мусор или тихие шедевры?
Гороскоп на сегодня