08.11.2013 / Лента новостей

«Зеленый свет» мошенникам

Как не купить автомобиль с сомнительным прошлым

Аничков мост. Фото с сайта www.rutraveller.ru.jpg

«Чтоб вы жили в эпоху перемен», - кажется, так звучит одно из самых страшных китайских проклятий. Меня не иначе кто-то проклял, потому как продавать свой старый автомобиль и покупать новый пришлось аккурат через несколько дней после вступления в силу новых правил регистрации автотранспорта. Если кто-то до сих пор считает, что недавняя реформа благо, он просто не сталкивался с ее результатами на практике.

Что бы там ни говорили в ГИБДД, но истинная причина изменений «правил игры» - это бюджетный дефицит, который является сейчас изрядной головной болью для чиновников всех уровней и ведомств. Как известно, до 15 октября 2013 года существовала такая юридическая процедура, как снятие с учета. То есть автомобиль какое-то время мог существовать вне правового поля: у него де-юре нет собственника. Получается, что штрафы и налоги присылать некому.

Вообще-то в законодательстве были оговорены сроки, в которые новый собственник обязан поставить машину на учет: в течение 10 дней с момента сделки или в течение 30 дней, если были оформлены транзитные номера. За нарушение этих правил был положен штраф 1000 рублей за управление незарегистрированным автомобилем.

На первый взгляд, система стройная: не запишешь машину на себя - замучают штрафами. Но на практике все иначе. Народ ездил на «транзитах» годами, потому что инспекторов ДПС на улицах мало и штрафов набиралось максимум пять-шесть за год. Экономия на транспортном налоге и штрафах за превышение скорости эти затраты окупала сторицей. Особенно схема была актуальна для владельцев мощных автомобилей, которым полагалось платить по 70 - 80 тысяч рублей налога.

Была и другая схема. Собственник раз в 10 дней фиктивно оформлял договор купли-продажи со своим близким другом или родственником и на совершенно законных основаниях ездил вообще без номеров. Остановившему инспектору придраться было не к чему: договор на руках, права есть, полис ОСАГО оформлен.

Таких «умников», конечно, было не так уж и много: большинству автомобилистов проще спокойно платить налоги, чем искать лазейки в законодательстве. Но годовые потери бюджета от поклонников «транзитов» и езды без номеров наверняка исчислялись если не миллиардами, то сотнями миллионов рублей точно.

Именно для того чтобы прикрыть обходные схемы и заставить всех без исключения платить налоги и штрафы, придуманы новые правила регистрации. Теперь понятия «снятие с учета» не существует вовсе. Покупатель заключает с продавцом договор купли-продажи, сам вписывает себя в паспорт автомобиля и идет в МРЭО, где его регистрируют как нового собственника. Номера по умолчанию остаются от прежнего владельца, хотя по желанию можно оформить и новые. Транзитные же номера теперь не выдаются вовсе, если только машина не продается за границу или не едет к месту утилизации.

Что же, лазейки закрыты, но о нормальных добропорядочных автомобилистах никто не подумал, и они (в том числе и я) остались в огромном проигрыше. Дело в том, что у покупателя подержанной машины сейчас нет никакой возможности проверить ее юридическую чистоту. Раньше процедура снятия с учета была своеобразным «тестом на вшивость»: если продавец смог успешно провести ее, значит, номера кузова не перебиты и в угоне авто не числится.

Теперь покупателю фактически приходится рисковать и верить на слово продавцу. Перерегистрация в МРЭО происходит только после того, как подписан договор купли-продажи и на нового собственника оформлен полис ОСАГО. В процессе может выясниться, что идентификационный номер не читается или машина вообще числится как угнанная. Тогда автомобиль изымается как вещественное доказательство преступления, а покупатель остается без всего. Конечно, теоретически можно попытаться расторгнуть с продавцом договор, но только через суд, и неизвестно, сколько времени займет этот процесс.

В правилах регистрации, которые растиражированы в СМИ и выложены на сайте ГИБДД, очень много непонятного. Автоинспекция не удосужилась составить разъяснения по массе спорных вопросов. Приведу только те два, с которыми довелось столкнуться лично мне.

Свою новую машину я покупал в Москве. О том, как оформлять авто из других регионов, в нормативных документах ни слова. Только когда я приехал в МРЭО по месту своей прописки, выяснил, что мне, оказывается, можно оставить номера с московским регионом и при этом зарегистрировать автомобиль в Петербурге. Более того, питерскую регистрацию я мог оформить и в Москве. Почему нельзя было человеческим языком это «разжевать» при публикации правил? Вопрос риторический.

Обрадовавшись, что не придется платить госпошлину за номера, я отправился к окошку подачи документов. Их у меня принимать отказались: я не вписал себя в паспорт транспортного средства и не попросил прежнего собственника там расписаться. «А что делать, если в ПТС закончилось место?» - спрашиваю я у инспектора. «Надо было попросить продавца поехать в свое МРЭО и оформить новый ПТС, а затем уже проводить сделку», - отвечает мне инспектор. На вопрос, откуда я мог это знать, если об этом не написано ни в одном открытом источнике, госавтоинспекторы ответить не смогли.

Впрочем, они уже были готовы пойти мне навстречу и выписать новый ПТС без росписи прежнего владельца, но тут вскрылась новая проблема. При осмотре на площадке инспектор заподозрил, что одна из двух табличек с номером кузова имеет следы незаводской сварки. Слава богу, автомобиль остался при мне, но теперь предстоит экспертиза на подлинность и целый месяц бюрократической волокиты.

Авторам реформы хочется сказать: если уж боретесь за наполняемость казны, то неужели не догадаться ввести в прейскурант МРЭО новую услугу - проверку юридической чистоты перед сделкой купли-продажи? Ведь новые правила зажигают «зеленый свет» целой плеяде мошенников, торгующих автомобилями с сомнительным прошлым.

Андрей ЧЕПЕЛЕВ, газета «Санкт-Петербургские ведомости»

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня