13.11.2013 / Лента новостей

ОСК открывает кингстоны у верфей

Смольный готов вступить в переговоры с Объединенной судостроительной корпорацией по поводу стратегии ее развития. Бумага, принятая в закрытом режиме в кабинете вице-премьера Дмитрия Рогозина, по некоторым сведениям, предполагает ликвидацию Балтийского завода и Адмиралтейских верфей в срок до 2030 года. Она же ставит окончательный крест на проекте создания суперверфи в Кронштадте. В правительстве города цитируют мнение самих судостроителей, которые называют произошедшее «предательством».

Не реконструкция, а предательство

Петербург может лишиться Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Эта информация, обсуждаемая в кругах судостроителей уже больше месяца, в конце прошлой недели была официально озвучена на заседании промышленного совета в Смольном.

- Объединенная судостроительная корпорация разработала новую стратегию развития. Согласно ей, с 2021-го по 2024 год будут куда-то перебазированы Адмиралтейские верфи и Балтийский завод. Куда - точно не ясно, так как проект строительства новой верфи на острове Котлин в стратегию не вошел. Это неизбежно приведет к потере производственного потенциала, - заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор» Владимир Пешехонов.

Губернатор Георгий Полтавченко озаботился.

- Подготовьте предложения, мы пригласим представителей ОСК и об этом пообщаемся, - отреагировал он.

Еще более эмоциональным оказался председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. В общении с прессой он подчеркнул, что о планах ОСК в курсе, и дал понять, что ими глубоко недоволен.

- Из изначального проекта стратегии развития ОСК следовало, что мы лишаемся двух верфей и не получаем одну новую верфь, - отметил чиновник. - Проект был представлен на выставке «Нева» (в сентябре 2013 года. - Прим. ред.) - там звучали красивые слова о «реструктуризации» Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Я вам могу сказать, что в кулуарах звучало слово «предательство».

Потом документ начали исправлять: «Трансформация пошла, стали планы меняться, появилось восприятие, что заводы остаются», - уточнил Мейксин, не вдаваясь, однако, в конкретные подробности судьбы предприятий.

- Но и в том виде, в котором стратегия существует сегодня, она нам не до конца нравится. Мы не можем вмешиваться в хозяйственную деятельность ОСК, однако будем отстаивать интересы города путем переговоров, - заключил глава комитета по промышленной политике.

Секретно

Пикантности ситуации добавляет то, что стратегия, принятая советом директоров ОСК в кабинете ответственного за оборонзаказ вице-премьера Дмитрия Рогозина 30 октября, является закрытым документом. Он не был официально опубликован или представлен общественности - городские чиновники, судя по всему, читали версию для служебного пользования.

- Часть будет обнародована, но когда - неизвестно, - прокомментировал «Фонтанке» начальник управления по связям с общественностью Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко. Он подчеркнул, что сам с содержанием бумаги не знаком, поэтому не может сообщить о будущем Балтийского завода и Адмиралтейских верфей.

- Пока я уверен в одном: корпорация будет взаимодействовать с Петербургом и вести переговоры. Они коснутся не только производственных планов, но и, например, строительства жилья, - был оптимистичен специалист по работе с прессой.

Источники в ОСК, присутствовавшие на совещании с Дмитрием Рогозиным, наоборот, настроены пессимистически. По их сведениям, речь идет не просто о «перебазировании» или «переезде», но о ликвидации Балтийского завода и Адмиралтейских верфей.

- Оба предприятия прекращают свое существование после 2020 года. Заказы и мощности Адмиралтейских верфей будут переданы на оборонный завод “Севмаш” в Северодвинске. Оборудование Балтийского завода частично перенесут на Северную верфь. Площадки обоих “аутсайдеров” реализуют под девелоперские проекты, - поясняют «Фонтанке» осведомленные сотрудники корпорации.

Северная верфь взамен получит долгожданную модернизацию: рядом с ней построят сухой док. Правда, для этого придется выкупить у физических лиц и коммерческих структур прилегающие участки земли, из-за чего могут возникнуть сложности.

- Нелегко будет снять с насиженного места Балтийский завод. Там есть два стратегических цеха - для сверхсовременной резки металлов и производства гребных винтов. Последний уникален для России: единственный его аналог находится в Северодвинске, - добавляют источники в ОСК.

Сотрудники Крыловского центра, разрабатывавшего по заказу Объединенной судостроительной корпорации проект стратегии, такую информацию не опровергают и не отрицают.

- И Балтийский завод, и Адмиралтейские верфи будут работать. Оба загружены заказами до начала 2020-х годов. А дальше? Вот вы сами знаете, что с вами будет через десять лет? - ответили вопросом на вопрос в научном учреждении.

- Но ведь стратегия разработана до 2030 года. Логично, что в ней будет информация о деятельности именно до этого периода, - попыталась поспорить «Фонтанка».

Но получить внятные пояснения так и не удалось.

Роль «Уралвагонзавода» в истории

Стратегия развития до 2030 года, заметим, - проект нового руководства ОСК, взявшего власть весной 2013 года, после резкой критики старых топ-менеджеров со стороны Дмитрия Рогозина.

- ”Отец” документа - нынешний президент корпорации Владимир Шмаков, ранее трудившийся на “Уралвагонзаводе”. Исполнитель - глава совета директоров ОСК и по совместительству начальник Крыловского центра Андрей Дутов, - говорят судостроители.

С приходом Шмакова и Дутова ожесточилось противостояние между кланами «производственников» и «конструкторов», группирующихся в ОСК. Первые настаивают на строительстве как можно большего количества кораблей и модернизации верфей, вторые делают ставку на научные разработки. Конструкторы из Крыловского центра, получив право написать стратегию, по сути, одержали победу, рассуждают в ОСК.

- Возможно, именно это стало одной из причин отказа от строительства суперверфи в Кронштадте, которое лоббировал экс-глава корпорации Роман Троценко, - комментируют источники.

В пресс-службе ОСК смогли официально подтвердить: проект в Кронштадте, стоимость которого, по некоторым оценкам, могла составить больше 20 миллиардов рублей, в стратегии развития действительно «не фигурирует».

- Но я не сомневаюсь, что в течение 15 лет эта идея будет реализована, - утешил «Фонтанку» Алексей Кравченко, подчеркнув, впрочем, что это его личное мнение. - В ближайшие годы станет понятно, насколько рынок готов к появлению этого крупнотоннажного центра.

Общая стоимость программы развития Объединенной судостроительной корпорации до 2030 года оценивается в один триллион рублей. Только 20 процентов средств, направленных на ее реализацию, будут бюджетными. Оставшиеся 80 процентов в ОСК надеются получить из частных источников.

Софья ВЕРТИПОРОХ, интернет-газета «Фонтанка.ру».

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня