21.11.2013 / Лента новостей

Успех российского «Сталинграда»

Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Это было похоже на обычную голливудскую премьеру: красный ковер, старлетки в сверкающих платьях, режиссеры в дорогих костюмах. Однако присутствовали и необычные гости: советник президента Владимира Путина, глава московского департамента культуры, военные в парадной форме. Все они пришли на премьерный показ «Сталинграда» - первого российского фильма в формате Imax 3D, самого успешного с тех пор, как распался Советский Союз.

История любви на апокалиптическом фоне Сталинградской битвы, унесшей жизни миллиона человек, считается также самым амбициозным российским кинопроектом. Практически весь бюджет фильма - около 30 миллионов долларов - состоял из грантов и инвестиций, предоставленных государством и связанными с государством компаниями. «Сталинград» активно рекламировался: фотографии со съемок были выставлены в одной из лучших фотогалерей страны, а кинотеатры раздавали бесплатные билеты ветеранам Второй мировой. Еще до того, как в октябре фильм вышел на экраны, российский оскаровский комитет выдвинул его на премию академии 2014 года как лучший фильм на иностранном языке.

Выйдя на экраны в начале октября, «Сталинград» собрал в России 50 миллионов долларов, побив рекорд «Иронии судьбы. Продолжения», снятого в 2007 году сиквела знаменитой советской комедии, которую россияне смотрят на праздники примерно так же, как американцы смотрят «Эту прекрасную жизнь». С точки зрения продюсеров, режиссеров и чиновников, давно жалующихся на низкое техническое качество продукции российской киноиндустрии и вялое отношение к ней публики, «Сталинград» выглядит наиболее успешной на настоящий момент попыткой создать «социально значимый блокбастер».

Это выражение, используемое Владимиром Мединским, министром культуры России и историком-любителем в вопросах Второй мировой войны, означает коктейль из патриотизма и больших бюджетов, который, как надеются российские чиновники и киноиндустрия, должен отвлечь зрителя от дублированных голливудских фильмов, продолжающих преобладать в кинотеатрах страны.

Режиссер Федор Бондарчук и его покровители из правительства говорят, что задачей фильма было рассмотреть эпизод Великой Отечественной войны (как здесь называют Вторую мировую) в традициях таких голливудских фильмов, как «Спасти рядового Райана», которые вдохнули новую жизнь в историю американского «величайшего поколения».

«Почему появляются такие фильмы? - спрашивает Леонид Лебедев, нефтегазовый магнат, также возглавляющий московскую кинокомпанию Code Red Productions, которая не участвовала в съемках «Сталинграда». - Это сочетание увлекательности и общественной значимости для России - мощный аргумент для получения максимальной государственной поддержки. И определенного успеха уже удалось достигнуть».

Фонд кино - российская государственная структура, которой г-н Мединский поручил направлять десятки миллионов долларов на производство «больших кассовых фильмов», - дал создателям «Сталинграда» больше 13 миллионов долларов, заявил представитель снимавшей фильм компании.

С тех пор как в 2010 году Фонду кино велели выделять из его годового бюджета в 100 миллионов долларов более значительные суммы на фильмы, способные принести прибыль, поддержку от него успели получить четыре наиболее кассовых в стране фильма. Зачастую такие фильмы бывают посвящены популярным историческим фигурам, как, например, «Легенда № 17», биографический панегирик советской хоккейной звезде Валерию Харламову. Его специальный показ в Сочи для членов российской хоккейной сборной посетил в этом году президент Путин. Фонд кино финансирует фильмы разных жанров, однако все они представляют в позитивном свете те или иные аспекты российской истории.

При этом «Сталинград» неожиданно оказался популярным не только в России. За рубежом у него тоже обнаружился потенциал. По данным информационного агентства «Синьхуа», фильм лидирует в китайском прокате, собрав по итогам первых выходных 8,65 миллиона долларов. Это лучший в китайской истории старт для иностранного фильма, созданного вне Голливуда.

«На мой взгляд, этот фильм стал новым шагом в развитии российского кинематографа, - заявила в московском «Мультимедиа Арт Музее», где проходила премьера, Мария Смольникова, российская актриса, игравшая Катю, главную героиню фильма. - Если говорить о размахе, качестве и стандартах, мне кажется, что он снят по американским стандартам. Здесь мало кто пробовал так сделать, и это был по-настоящему смелый ход. Перед нами - попытка двигаться в этом направлении, попробовать сделать, как в американском кино».

Действие фильма происходит во время ключевой битвы Второй мировой войны - сражения, которое многие считают поворотным моментом на Восточном фронте и одним из самых кровопролитных боев в истории. В 1942-м и 1943-м годах Сталин шесть месяцев бросал советских солдат в город, носивший его имя, чтобы остановить продвижение сил Гитлера. Историк Энтони Бивор в своей книге «Сталинград: роковая осада» называет это «личной дуэлью двух лидеров посредством масс».

«Сталинград» приблизительно основан на истории обороны Дома Павлова - жилого дома в Сталинграде, который 58 дней защищала от превосходящих сил противника группа советских солдат во главе с сержантом Яковым Павловым. Герои фильма - пять бойцов Красной армии - сидят в осажденном здании, планируя атаки на немцев и приглядывая за Катей, горожанкой, решившей не убегать от наступающих нацистов и остаться в своей квартире. Немецкий капитан, ищущий убежища от войны в постели у местной жительницы, получает задание сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Сталинградская битва не впервые попала на экраны кинотеатров. Сам г-н Бондарчук в свое время снялся в плохо принятой зрителями эпопее 1989 года «Сталинград», которая подробно излагала ход сражения. В 1993 году немецкий режиссер Йозеф Фильсмайер показал Сталинград глазами немцев, продемонстрировав некогда гордых солдат вермахта разгромленными, униженными и брошенными на произвол судьбы в развалинах города. В 2001 году Джуд Лоу и Эд Харрис сыграли в голливудском фильме «Враг у ворот» двух снайперов, охотящихся друг за другом среди разрушенных зданий.

Тем не менее в России рынок для фильмов и книг о Второй мировой по-прежнему не насыщен. Людям, живущим вне бывшего Советского Союза, трудно понять, с каким почтением здесь относятся к этой войне. День победы над нацистской Германией, который отмечается в России каждый год 9 мая, остается одним из главных для страны праздников. Дети дарят цветы облаченным в форму ветеранам. По Тверской улице грохочут танки. Наклейки на стеклах машин провозглашают: «Спасибо деду за Победу!» и «На Берлин!»

По словам г-на Бондарчука, огромные съемочные расходы, связанные, в частности, с требованием режиссера снимать в 3D, были необходимы, так как нужно было попытаться создать «сказ» - нечто среднее между сказкой и мифом - о Сталинграде.

«Если бы этот фильм был снят в Европе, вы могли бы назвать его сагой о Сталинграде, - заявил г-н Бондарчук. - Мы на съемочной площадке называли его античной трагедией».

Эндрю РОТ, («The New York Times», США.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня