01.07.2014 / Лента новостей

Искали не один год…

Недалеко от Балтийска обнаружена затонувшая подводная лодка. В конце войны здесь шли ожесточенные бои. Советские подводники топили боевые корабли и транспортные суда противника, не давая усилить группировку в районе Пиллау. Но и сами несли потери. Одна из таких - подводная лодка С-4, не вернувшаяся с боевого дежурства в начале января 1945-го.

Поисково-спасательные суда Балтийского флота утюжили море в районе мыса Таран уже много лет. Казалось бы, хожено-перехожено здесь все, подводные рифы и магнитные аномалии нанесены на карты. Но недавно гидролокатор зафиксировал очертания неизвестной до сей поры возвышенности. Немедленно сюда была направлена специально оборудованная экспедиция.

...Мощный прожектор, видеокамера и манипулятор, на случай если удастся что-то подобрать, - с таким вооружением погружаемый аппарат в очередной раз опускается на дно Балтийского моря. Все, что заметит всевидящее око умной техники, транслируется на экраны, установленные на борту спасательного судна Балтфлота. А вокруг уже целый консилиум специалистов.

Поднимая облако ила, «Фалькон» ложится на дно. Ровно 72 метра, еще в январе 45-го ставшие роковыми для советской подводной лодки С-4. Ее примерное место гибели было известно из архивных документов как советских, так и немецких, но на поиски пришлось потратить не один год.

- С большой долей вероятности мы смогли подтвердить, что в этих координатах находится советская подводная лодка класса «С», - рассказал Роман Сергеев, начальник отдела управления поисковых и аварийно-спасательных работ БФ. - По описанию, которое есть в архивах немецкого флота, лодка находилась в надводном положении, когда ее протаранил эсминец противника. Уже после этого район погружения был буквально засыпан глубинными бомбами.

Шансов на спасение у С-4, судя по всему, не было. Подводный аппарат разглядел все детали развернувшейся 69 лет назад трагедии. Кормовая часть почти полностью уничтожена взрывом. Даже теперь, когда координаты зафиксированы с абсолютной точностью, при каждом погружении аппарата лодку приходится искать заново. Видимость на глубине практически нулевая.

- На Балтике, пожалуй, самые тяжелые условия для поиска, - пояснил водолаз Виталий Карнецкий, оператор подводного аппарата. - Здесь на дне при максимальном освещении видимость очень слабая. Визуально найти практически невозможно. Немного выручает гидролокация, которая указывает какие-то объекты.

Ситуацию осложняет и тот факт, что визуально советские подводные лодки класса «С» были во многом похожи на такие же немецкие подлодки. Поэтому, несмотря на то, что гибель С-4 именно в этом районе подтверждается документально, необходимо со стопроцентной точностью убедиться, что найдена именно она.

- Во-первых, можно определить по орудию, - считает Юрий Александронец, заместитель директора Атлантического отделения Института океанологии им. П. П. Ширшова. - На каждом орудии было клеймо и специальная табличка на казенной части. Кроме того, калибр орудий на наших лодках был несколько меньше, чем у немцев: у нас 85 миллиметров, там - 100. Это тоже отличительная особенность. Много есть таких тонкостей.

Но пока к этим деталям подводному аппарату не подобраться. Рубка подлодки и другие выступающие части сильно опутаны старыми сетями - у рыбаков здесь район активного промысла. Сомнений в том, что найдена именно С-4, практически не осталось. И тем не менее, для того чтобы исключить ошибку, специалистам, скорее всего, понадобится не одна экспедиция в этот район, в том числе с участием водолазов. Только потом на морских картах может появиться еще одно место отдания воинских почестей - точка гибели советской подводной лодки С-4.

Максим РУМЯНЦЕВ, газета «Калининградская правда».

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.07.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня