25.09.2014 / Лента новостей

Расчет на всплытие

Ученые гадают, как поднять на сушу обнаруженную на дне Волхова древнерусскую ладью. Напомним: уникальное древнерусское судно было обнаружено при проведении поисковых работ в месте прохождения новой скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург в Новгородской области.

Судно длиной 21 метр лежит на дне Волхова недалеко от деревни Ситно (Новгородский район) на глубине 18 метров, в районе будущего строительства мостового перехода, сообщили в пресс-службе компании «Автодор».

Находку обнаружили специалисты компании «Инженерно-технический центр специальных работ», который исследует полосу отвода будущей дороги. Слой ила, в котором находится судно, позволил древнему транспортному средству хорошо сохраниться. На его борту был найден груз - ряды плотно уложенных кирпичей, пять из которых были извлечены, отправлены на экспертизу в Институт археологии РАН и датированы XV веком.

Сергей Трояновский, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по археологическим исследованиям, назвал возможность изучения древнерусского транспортного судна беспрецедентным случаем.

- На сегодняшний день в стране не обнаружено ни одного древнерусского корабля, не разработана и их классификация, - пояснил историк. - На раскопках мы находили лишь детали судов: обшивку, весла. Здесь же оно лежит хорошо сохранившееся, да еще и с грузом. Это пример многофункциональной ладьи, на которой могли ходить новгородские ушкуйники. Кроме того, груз не менее интересен, чем сам корабль. XV век - время активного строительства храмов, Новгородского кремля.

В общем, если этот уникальный объект удастся поднять со дна реки, историки смогут ответить на многие вопросы. Впрочем, речь о подъеме судна пока не идет. Это очень сложный процесс, который ввиду резкого перепада температур, состава воды может спровоцировать разрушение судна. Но и строительство моста тоже не перенесешь: в районе, где лежит судно, в скором времени должны быть установлены опоры будущей переправы. «Работы вызовут вибрацию почвы, - пояснили строители, - а это тоже может привести к разрушению объекта культурного наследия».

На сегодняшний день все работы в радиусе 45 метров от находки прекращены. В течение ближайших трех-четырех месяцев специалисты должны принять решение о дальнейшей судьбе судна. Вероятно, как сказал генеральный директор Инженерно-технического центра специальных работ Евгений Паль на брифинге, посвященном теме обнаружения судна, корабль с помощью специальной конструкции будет перенесен на другой участок реки на такой же глубине. Вице-губернатор Александр Смирнов дал соответствующие поручения руководителям департаментов и организаций, которые будут заниматься этим вопросом. В частности, «Автодор» займется созданием дорожной карты и разработкой проекта по перемещению судна.

Вот потом можно думать о подъеме и реставрации уникальной находки. Но здесь все намного сложнее, чем, например, с фронтовым грузовиком, который пару недель назад со дна реки Копка доставили на сушу в Новгородский кремль. Технология реставрации мокрого дерева в Новгородском музее-заповеднике давно и хорошо применяется, но оборудования, необходимого для реставрации находки такого объема, нет. По примерным подсчетам, его приобретение может обойтись в десятки миллионов рублей. Но эти затраты того стоят, не сомневается Сергей Трояновский.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА, газета «Новгородские ведомости»..

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.09.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня