30.03.2016 / Лента новостей

Под «фанеру» им играть неинтересно

Мало кто знает, что в самом знаменитом коллективе региона - ансамбле «Сказ» - играют не профессионалы, а строители, учителя, студенты, повара.

Днем они трудятся на своих рабочих местах, а вечером бегут на репетицию.

В год у этого уникального коллектива в среднем около 40 выступлений. География впечатляет - помимо соотечественников псковский «Сказ» любят и ждут далеко за пределами государственной границы.

Сегодня «Сказ» - это 26 человек. Возраст самый разнообразный: танцоры - от 18 до 38 лет, музыканты - от 18 до 65 лет. Самая юная участница коллектива - семилетняя Маша, она играет на шумовых инструментах.

По телефону художественный руководитель «Сказа» Константин Абабков предупредил, что коллектив снова «на чемоданах» - готовится к поездке в Северную столицу. Времени свободного мало, но с «Псковской правдой» готов пообщаться.

Участники прославленного коллектива работают в самых разных сферах. Есть учителя (но не музыки, а иностранных языков, что очень кстати в зарубежных поездках). Есть повара, которые готовят на весь коллектив в дальних поездках. Есть строители. Есть даже талантливый кинолог, которая не раз занимала призовые места в профессиональных конкурсах. А еще - лифтеры, студенты ПсковГУ и колледжа культуры.

- Как удается артистам совмещать концерты, гастроли и работу?

- Это не всегда просто. Иногда поездки занимают у нас до 10 дней, но люди стараются отпроситься у руководства, заработать отгулы или позднее отработать.

- Есть хоть кто-то, для кого «Сказ» - основное место работы?

- Да. Нас двое. Я, как руководитель коллектива (правда, у меня есть еще несколько параллельных проектов), и наш балетмейстер. Все остальные участники выступают на концертах абсолютно бесплатно.

Вышли из ямы

- История «Сказа» большая и интересная, - говорит Константин Владимирович. - Название придумал основатель Виталий Григорьевич Румянцев. А началось все в 1977 году, когда Виталий Григорьевич создал коллектив, который в то время был аккомпанирующим для ансамбля «Псковитянка». Тогда зрители музыкантов слышали, но не видели, поскольку те находились в оркестровой яме.

Постепенно «Сказ» выбрался оттуда и стал самостоятельным. В 80-х годах «Сказ» как лицо Пскова начали приглашать в разные поездки, в том числе и в составе так называемых поездов дружбы. Это когда по области собирали целый поезд артистов и направляли с концертами, например, по городам ГДР.

Со временем появились свои солисты-вокалисты, солисты-инструменталисты.

- В 1987 году Румянцев пригласил в коллектив своего друга по колледжу культуры - балетмейстера Юрия Ивановича Колючкина, - продолжает рассказ собеседник. - Пригласил, чтобы создать в «Сказе» танцевальную группу. С этого времени мы представляем собой ассорти инструменталистов, танцоров и вокалистов. У нас таких ансамблей в области больше нет, да и в России крайне мало.

Когда дирижер лишний

- В чем уникальность «Сказа»? - переспрашивает Константин Владимирович и на секунду задумывается. - Да хотя бы в том, что мы всегда старались и сейчас стараемся играть, петь и танцевать музыку разных народов, разных направлений, несмотря на то, что мы прежде всего - народники. Мы играем то, что нравится людям в данный момент. Исполняем народную музыку в аранжировках современных композиторов и даже в своих собственных. Но есть в нашем репертуаре и популярная музыка «АББЫ», «Бони Эм». А еще «Сказ» уникален тем, что у нас нет дирижера. Мы глазами друг друга видим. Дирижер нам бы только мешал.

Сложились в «Сказе» и свои принципы работы с инструментами. Выступают артисты как в помещениях, так и на открытых площадках. На улице, конечно, работать сложнее, особенно зимой и ранней весной. Конечно, и рукам трудно в непогоду, ведь выступают артисты только живьем.

- Одно дело - петь и играть на профессиональной сцене, и совсем другое - использовать «фанеру» во время концерта на траве в какой-нибудь небольшой деревушке. Я сам сторонник только живых эмоций, - в голосе Константина Абабкова появляется твердость. - Под «фанеру» нам играть неинтересно. Не наш уровень. Не наш принцип.

Профессиональные непрофессионалы

- Благодарный слушатель есть везде, - уверен Константин Абабков. - Очень тепло нас принимают в Европе: Германии, Франции, Польше, Дании, Голландии, Финляндии, а также Латвии и Эстонии. Экзотика 90-х годов там прошла. Раньше на концерты за границей люди приходили, ожидая увидеть «русский лубок», а уходили потрясенные тем, что на русских национальных инструментах можно исполнять такую музыку, тем более - так качественно! Сегодня нас оценивают только с точки зрения профессионализма. Но есть в этом и небольшая проблема. Многие считают «Сказ» профессиональным коллективом и приглашают на уровневые, профессиональные мероприятия, конкурсы. А мы все-таки - самодеятельные.

Утечка талантов

Не скрывает руководитель, что существует проблема с музыкантами. Достигнув определенного уровня, люди уезжают в Краснодар, Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города. Говорят, что находят себе высокооплачиваемую работу, хорошо устраиваются.

- Я и сам уезжал из Пскова, учился в Питере, работал в Москве, - признается Константин Владимирович. - Но потом решил вернуться. Одиннадцать лет назад приехал в Псков и вернулся в «Сказ», женился (жена тоже выступает в «Сказе». - Прим. авт.). Ни разу не пожалел. Считаю, что и в «Сказе» непременно останутся таланты, которым действительно дорог родной город.

Публикуется с сокращениями.

Ольга МАЛИНОВА, «Псковская правда»

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.03.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,570667,933372,239670,4693
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня