07.04.2016 / Лента новостей

В погоне за здоровьем

Организацию доставки больных в экстренных случаях хотят отдать в руки частных перевозчиков. На самом высоком уровне практически решено «впустить» частников в государственную скорую медицинскую помощь. До 10 июня 2016 года Минздраву и Минэкономразвития дано поручение провести анализ бизнес-моделей по передаче частным компаниям определенного набора транспортных и других услуг «неотложки».

Акцент в этой сфере государственно-частного партнерства сделан на транспорте. По данным российского Минздрава, в этом году на обновление парка машин скорой помощи понадобится не менее 3,5 миллиарда рублей. Деньги из Резервного фонда выделены. Но даже если сумму увеличат до 5 миллиардов, этого все равно будет мало.

Каждый год, как говорят специалисты, парк скорых необходимо обновлять хотя бы на 20 процентов. А регионам закупку медицинских машин не потянуть. Тысяча новых авто с современным оборудованием обходится в три миллиарда рублей.

Правда, у нас в области с обновлением «автопарка с мигалками», кажется, получше, чем у иных. Достаточно регулярно закупаются машины как для Калининграда, так и для районов. Но если говорить в целом о России, то дело обстоит из рук вон плохо.

Круглосуточно на выездах работают 15 тысяч авто. 10 тысяч из них - с выработанными сроками, то есть им более пяти лет. Это 70 процентов медтранспорта. Если не обновить парк в ближайшие пару лет, есть риск, что они начнут выходить из строя. На обновление, таким образом, потребуется 30 миллиардов рублей.

Что делать? Эксперты предлагают как минимум три пути решения проблемы. Первый - ездить на старых машинах, латать и снова ездить. Такой практики, кстати, до последнего времени придерживались и у нас, в Калининградской области. Такая же ситуация, по оценкам экспертов, сегодня в большинстве регионов страны.

Второй путь, которого придерживается янтарный регион, - покупать новые автомобили за бюджетные деньги. Это хорошо, но государство говорит - нет на это денег, катастрофически не хватает.

Ну и третий возможный способ решения проблемы - государственно-частное партнерство. Привлечение бизнеса через услугу аутсорсинга.

Оказывается, в десяти регионах страны опыт такой проводился уже на протяжении нескольких лет. В Пермском крае, Ульяновской, Архангельской, Вологодской областях успешно, как они утверждают, работают по принципу аутсорсинга, передавая транспортные услуги скорых предпринимателям.

Так, в Ульяновске и Пермском крае в эксплуатации находится 110 частных авто. В остальных регионах действуют еще 500 машин. Это пока, конечно, капля в море, но все же опыт имеется. Можно проанализировать и сделать какие-то выводы.

Если коротко: вместо покупки новых машин станции скорой помощи арендуют их у частных компаний. Это обходится, как утверждают инициаторы новшеств, в десять раз дешевле. То есть за те же деньги можно «поставить в строй» в десять раз больше новых авто. И кстати, не думать о зарплате водителей, бензине, ремонтах и страховках.

Судя по публикациям в прессе, автором инициативы выступил российский бизнесмен Евгений Фридман. Он утверждает, что за счет эффективной системы управления, которой пока нет в государственном здравоохранении, частник может за меньшие деньги и машину новую предоставить, и купить топливо, и заплатить зарплату. В качестве примера Фридман приводит Пермский край, где за девять лет аутсорсинга скорых сэкономили около 300 миллионов рублей. Аналогичную сумму называют и в Ульяновской области.

Вместе с тем у новшеств множество противников. Самые осторожные напоминают, что всегда имеется риск банкротства компаний, завышения арендных расценок. Представляете, владелец машин для скорой обанкротился? Надо срочно выезжать, а собственных машин у медучреждения нет. Пока проведут конкурс по выбору нового перевозчика, пока он освоится с работой...

Также вопрос: а будет ли конкуренция? Здоровая, эффективная? Конкретно - в нашем Калининграде? Мы видим, как бьется мэрия с частными перевозчиками пассажиров, недовольство их работой просто зашкаливает. А что будет, когда они же займутся перевозками больных, если сегодня не могут нормально организовать перевозку здоровых?

Впрочем, с точки зрения экономики это, понятно, мелочи. Так, Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России, с оптимизмом заявляет:

- На сегодня в России прослеживается явная тенденция становления сферы здравоохранения на рельсы частного бизнеса. Государство дает возможность частным медицинским учреждениям участвовать в системе обязательного медицинского страхования. Таким образом, коммерческая медицина получает прямую финансовую поддержку от государства и может развиваться более активно.

Резко отрицательно к идее «внедрения» бизнеса в скорую медицинскую помощь относится депутат Калининградской областной думы Михаил Чесалин:

- Эта идея разрушительна. Она способна похоронить скорую помощь как таковую. Наша фракция «Патриоты России» в принципе против страховой модели медицины и подушевого одноканального финансирования. Они, по нашим наблюдениям и анализам, покалечили и свели в могилу уже не одну тысячу калининградцев. Не говоря о России. Я убежден, что бюджетно-сметная модель медицины на порядок лучше, оптимальнее и гуманнее по отношению к людям. Видимо, разработчики нового предложения не читали Гражданский кодекс, который определяет коммерческую деятельность как организацию получения прибыли. Как погоню за прибылью. А скорая помощь должна «гоняться» за сохранением жизни и здоровья человека. Понятия «коммерция» и «здравоохранение» несовместимы!

Александр ЗАПАДОВ. «Калининградская правда»

Опубликовано: Мурманский вестник от 07.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,272167,357772,075770,1675
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня