МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Штурмовик Ил-2, поднятый со дна озера Кулонга в Мурманской области 22 августа этого года, прибыл на реставрацию в Новосибирск, сообщает пресс-служба Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). На Ил-2 будет установлен американский двигатель «Эллисон» 1942 года выпуска, которые по ленд-лизу поставлялись в СССР.

«Работы по подъему выполнил Фонд "Крылатая память Победы" в соответствии с решением комиссии Министерства обороны Российской Федерации по выявлению и сохранению военно-технической истории и фортификаций», - говорится в сообщении.

Заниматься восстановлением самолета на базе НГТУ будет ООО «Авиареставрация» под руководством доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов Владимира Бернса.

Предполагается, что самолет будет восстановлен до летного состояния. Авиареставраторы рассчитывают, что работы по восстановлению самолета займут 46 месяцев.

По словам В. Бернса, поднятый Ил-2 является единственным в мире сохранившимся экземпляром ранней одноместной модификации Ил-2.

Два других летающих штурмовика Ил-2, ранее восстановленные при участии ООО "Авиареставрация", ФГУП "СибНИА им.С.А.Чаплыгина" и специалистов НГТУ, - двухместные, относящиеся к более поздним модификациям.

"Задача конструкторов - сделать летающий раритет, сохранив максимально возможное количество оригинальных деталей. На Ил-2 будет установлен американский двигатель "Эллисон" 1942 года выпуска, которые по ленд-лизу поставлялись в СССР", - говорится в сообщении.

По словам В.Бернса, авиареставраторам по силам восстановить "родной" двигатель Ил-2 - Ам-38, однако в этом случае машину просто не допустят к полетам, поскольку у него очень небольшой моторесурс.

Он также отметил, что самолет, пролежавший в иле на дне озера, хорошо сохранился, потому что металл почти не взаимодействовал с кислородом.

Самолет командира 3-й эскадрильи 46 штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Несмотря на повреждения двигателя, летчик выполнил боевое задание, а затем смог вернуться на свою территорию, посадить самолет на поверхность озера и добраться до аэродрома. Самолет затонул на глубине примерно 18 метров. За проявленный героизм при штурмовке аэродрома Луотсари пилот был награжден орденом Красного знамени. А.Каличев прошел всю войну и уволился из армии в звании подполковника в 1955 году.

По материалам «Интерфакс»