Мурманский морской торговый порт - старейшее предприятие столицы Кольского Заполярья и крупнейшая стивидорная компания Арктического бассейна. В более чем вековой истории порта отмечено немало важных событий. А чем запомнился здесь уходящий год?

Только лучшие технологии

16 мая на базе ММТП состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний России. Поводом для встречи стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лег в основу принятого документа. Ведь около 80 процентов вошедших в справочник НДТ либо уже реализованы ими, либо находятся в активной стадии реализации.

Внедрению передовых технологий в ММТП предшествовал период изучения лучшего опыта крупнейших стивидорных компаний мира: в Японии, Китае, Канаде, Австралии, Южной Африке. На его основе была разработана экологическая программа АО «ММТП» стоимостью более 3 миллиардов рублей, которая включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяженностью около двух километров, внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта, использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна и другие.

- В Мурманске сейчас сконцентрировано, пожалуй, максимальное количество экотехнологий среди всех портов мира. Мы постарались позаимствовать наилучшие мировые практики и добавили к ним российские разработки, - сказал заместитель директора по логистике - директор по управлению портовыми активами СУЭК Александр Масько.

Безопасность и надежность

В сентябре ММТП стал лауреатом Национальной премии «Транспортная безопасность России - 2019», войдя в тройку лидеров в номинации «Лучший субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик морского или речного транспорта, реализовавший требования в области обеспечения транспортной безопасности».

Продолжалась модернизация парка портальных кранов. В сентябре был введен в эксплуатацию четырнадцатый «Аист». Кран этой модели разработан и производится российской компанией СММ в Петербурге. Новая техника - еще один шаг вперед с точки зрения безопасности и надежности работы предприятия.

- Важно отметить, что мало где у нас основные фонды - российские. А здесь краны - практически все отечественные. Они стоят больших денег, и раньше мы закупали их за границей, а теперь закупаем здесь. Это правильный пример. Надо, чтобы отечественный бизнес был солидарен. И здесь мы видим такой пример, - отметил секретарь Общественной палаты РФ, глава Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам Валерий Фадеев, оценивая деятельность АО «ММТП» в сфере природоохранной деятельности и реализации программ по импортозамещению.

Визит Общественной палаты РФ в АО «Мурманский морской торговый порт»

Быстрее и больше

В июле портовики обновили рекордные показатели своей работы. Так, ежесуточная выгрузка составила 858 вагонов, что превысило прежний рекорд почти на 12 процентов. При этом особо отличились работники первого грузового района. Они выгрузили за сутки 421 вагон. Ранее их наивысшее достижение составляло 416 единиц подвижного состава.

Август принес ММТП новый «арктический» рекорд: более 24 тысяч тонн щебня погружены на борт судна «Сибирь». Это самая крупная за всю историю порта партия подобного груза. Щебень предназначен для проведения строительных работ в Ямало-Ненецком автономном округе.

А в ноябре в порту побит рекорд, который продержался пять лет. На 14-м причале второго грузового района на борт судна «Navios Beaufiks» класса Capesize было погружено 156 тысяч 898 тонн угля. Предыдущий рекорд был установлен в 2013 году. Тогда он составил 153 141 тонну. Показательно, что рекорд был установлен в период низких температур. Они не смутили мурманских портовиков, имеющих более чем вековой опыт работы в условиях Арктики: работа шла без остановок и задержек. Как результат - интенсивность обработки судна составила более 30 тысяч тонн в сутки, и это тоже рекордная цифра.

- Один из ключевых элементов успешной работы порта - развитие производственных мощностей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Только в 2019 году инвестиции в производство в ММТП составили порядка полутора миллиардов рублей, в том числе 958 миллионов - в экологические проекты. В этом ключ к сегодняшним достижениям и задел на будущее, - подчеркнул генеральный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов.

Арктический вектор

В июле у 15-го причала ММТП ошвартовался атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот». В кратчайшие сроки портовики погрузили на судно партию генеральных грузов - более 2 тысяч 700 тонн. Атомный «грузовик» имеет длину 260 метров и ширину 32 метра. Принять и обработать такое судно могут только отдельные порты, в число которых входит и Мурманский торговый.

Всего в уходящем году мурманские портовики обработали около 300 тысяч тонн грузов для Арктики. Номенклатура включает в себя преимущественно строительные материалы, железобетонные плиты и мягкие контейнеры, а также жилищные модули, крупногабаритную и специализированную технику, предназначенную для проведения строительных работ в Арктической зоне России.

Не случайно, поздравляя мурманских портовиков со 104-м днем рождения предприятия, глава региона Андрей Чибис подчеркнул огромное значение порта, благодаря которому был основан город Мурманск.

- Сегодня незамерзающий Мурманский порт - ключевое звено транспортно-логистической системы области, ворота в Арктику и наше стратегическое конкурентное преимущество, - отметил Андрей Чибис.

Экологический десант

В апреле в порту введена в эксплуатацию первая очередь пылеветрозащитных экранов, а в декабре - вторая. Это часть масштабной экологической программы, реализуемой предприятием, с общим объемом финансирования более 3 миллиардов рублей. Длина экранов - порядка двух километров, которые опоясывают производственную площадку предприятия, высота - 20 метров.

Объем инвестиций в этот проект превышает 700 миллионов рублей. И это собственные средства предприятия. Особо стоит отметить, что в отличие от иностранных портов, где применяются экраны, мурманские выполнены в яркой цветовой гамме, напоминающей северное сияние. На нескольких участках выложены художественные панно. Уже сейчас экраны стали своеобразным арт-объектом, который виден из разных точек города и привлекает внимание жителей и туристов.

В октябре Мурманский морской торговый порт прошел инспекционный контроль на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2015 по системе экологического менеджмента (СЭМ). Градообразующее предприятие подтвердило право на обладание международным экологическим сертификатом.

В начале лета сотрудники ММТП и юные экологи высадили аллею сирени у Семеновского озера. Взаимодействие предприятия с ребятами длится уже два года.

А традиционная акция мурманских портовиков по озеленению городских территорий проходит уже четвертый год. За это время сотрудники порта высадили более пятисот деревьев и кустарников.

В августе Мурманский морской торговый порт посетила делегация Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ).

- Мы ознакомились с экологической политикой Мурманского морского торгового порта и были восхищены тем, что увидели такую работу в области экологии, которая ведется с техническим переоснащением. Работа не фрагментарная, а системная. Это очень важно. Она должна стать примером, - подчеркнула председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды ОП РФ, заместитель председателя общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ Альбина Дударева.

Уборка к Дню Победы

На социальную сферу в этом году порт затратил около 130 миллионов рублей. Так, в конце апреля портовики помогли в очистке улиц Мурманска после зимы с помощью специальной техники. В город вышел шведский вакуумный погрузчик Centurion LN1012. Во время работы эта машина способна создавать высокоразреженный вакуум. Подобный мощный «пылесос» убирает не только мелкую пыль, но и увлажненный грунт и даже небольшие камни. Для ММТП генеральная уборка дорог в преддверии Дня Победы уже стала доброй традицией.

В течение трех летних месяцев в «Трудовом отряде СУЭК» работали 60 ребят. В общей сложности они убрали более 542 квадратных метров территории парков и скверов Мурманска. Благодаря этому из города было вывезено около 255 кубометров мусора. Деятельность ТОС организована Сибирской угольной энергетической компанией, Фондом «СУЭК - регионам» на всех территориях присутствия акционерного общества. В Мурманской области проект реализуется четвертый год благодаря АО «Мурманский морской торговый порт» и администрации Мурманска.

С начала июля мурманские портовики приступили к реализации проекта по улучшению комфортной городской среды в рамках социально-экономического соглашения с администрацией города Мурманска. И уже в октябре завершилась реализация первого этапа проекта благоустройства дворовой территории на улице Карла Либкнехта. Проложены асфальтобетонное покрытие, бордюры и сети освещения, полностью выполнена работа по устройству ливневой канализации. При этом мурманские портовики позаботились о внедрении таких технологий, которые позволят снизить воздействие человека на экологическую систему города: в колодцах ливневой системы были установлены пескоулавливающие фильтры для очистки стоков. 

- В нашем городе много примеров сотрудничества с торговым портом. Важно, что все обязательства, которые берет на себя предприятие, выполняются со всей ответственностью, - отметил глава муниципального образования город Мурманск Андрей Сысоев.

И еще одно знаковое событие уходящего года. Благодаря совместной работе правительства региона, администрации областного центра и предприятий хоккейный клуб «Мурман» успешно вернулся в высший дивизион российского хоккея с мячом - чемпионат России в Суперлиге. АО «ММТП» является одним из основных партнеров единственного в регионе профессионального клуба. Помимо спонсорской поддержки портовики помогают содержать и готовить к матчам домашнюю арену клуба - стадион «Строитель» и содействуют развитию юношеского спорта.