Ученые выяснили, что в Карелии и Мурманской области дети страдают от нарушений сна. Об этом сообщает издание «Педсовет» со ссылкой на исследование, опубликованное в «Якутском медицинском журнале».

Медики опросили учеников 1-6 классов. Оценивались образ жизни, демографические данные, школьная успеваемость и дневная сонливость. Опрос показал, что у большинства детей повышена дневная сонливость при выраженных нарушениях ночного сна. Таким образом школьники компенсируют недосыпание. У большинства школьников сон длится 10-11 часов, но учебная и физическая нагрузка ухудшает его качество.

У 43,3 процента школьников выявили легкую или умеренную бессонницу, а практически у 50 процентов детей - ночные пробуждения.

Исследование установило, что дети старшего возраста должны спать больше, чем дети более младшего возраста, чтобы достичь того же уровня внимательности.

«Педсовет» дал рекомендации для родителей и педагогов, чтобы улучшить качество сна детей и повысить их успеваемость.

Родителям:

— Контролировать режим сна и отдыха.

— Сделать правильное освещение в детской комнате - ночью должно быть темно, а с рассветом постепенно увеличивать яркость освещения. В этом моет помочь рассеиватель.

— При смещении хронотипа ребенка (школьник стал позже засыпать и позже просыпаться) попробуйте постепенно смещать время отхода ко сну на более ранее время, при этом сохраняя продолжительность сна.

— Если школьник не высыпается в течение учебной недели, нужно вычислить, на сколько времени больше ребенок спит в выходные дни, чем в учебные. Разницу разделить на два и использовать полученное время для коррекции режима сна. Например, если ребенок в будни ложится спать в 23 часа, а встает в 7, то продолжительность сна составляет восемь часов. Если в выходной день школьник спит десять часов, то разница составит два часа. Разделив полученную разницу на два, получаем один час. То есть, чтобы хорошо выспаться и не нарушить околосуточные ритмы, в выходные ребенку нужно ложиться спать на час раньше (в 22 часа), а вставать на один час позже (в 8 часов).

— Организовать досуг ребенка - ему необходимо общаться со сверстниками, с родителями, животными.

— При необходимости обратиться к детскому психологу.

Учителям и администрации школы:

— При планировании расписания занятий необходимо учитывать смещение хронотипа у большинства подростков, поэтому рекомендуется сместить начало занятий на более позднее время.

— Желательно формировать классы по хронотипам: детям с ранним хронотипом лучше ставить предметы, требующие большего внимания и памяти, на утренние часы. Детям с поздним хронотипом, наоборот, поставить сложные предметы на более позднее время.

— Использовать в классах лампы дневного света, закрытые пластиковым рассеивателем. Известно, что  комнатах с более ярким светом улучшается производительность умственного труда.

— Регулярно проводить совместные детские мероприятия: праздники, концерты, кружки.

— Школьный психолог должен контролировать проявления сезонного аффективного расстройства у детей. При необходимости проводить с учащимися и их родителями о профилактике негативных последствий этого состояния на организм ребенка.