Заседание экспертной сессии «Приграничное сотрудничество и развитие дорожной инфраструктуры на Севере» состоялось в рамках международного инфраструктурного проекта «Обустройство и ремонт автодороги Кола — Верхнетуломский — МАПП «Лотта». Он реализуется при финансовой поддержке программы приграничного сотрудничества Коларктик 2014-2020.

Протяженность трассы, ведущей к финской границе, составляет 229 километров. Это дорога регионального значения. За три года благодаря подписанному в ноябре 2018 года международному контракту должен быть приведен в нормативное состояние 51 километр, установлено 17 километров барьерного ограждения. В этом году дорожники работали на участке со 118-го по 161-й километр. Зарубежное финансирование составит 4,5 миллиона евро. Плюс определенные средства из Дорожного фонда Мурманской области.

— Несмотря на все внешнеполитические волны, мы с вами остаемся добрыми соседями. И мы имеем хорошие результаты нашего сотрудничества. Регулярно проводятся дни приграничного сотрудничества с Норвегией и дни дружбы с Финляндией, — отметил во вступительном слове и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин.

Общая протяженность дорожной сети нашего региона составляет 3,5 тысячи километров. Это федеральная трасса Р-21 «Кола». И дела с ней обстоят достаточно хорошо, она регулярно реконструируется. Только в этом году из 500 километров отремонтировано около 80-ти.

Длина дорог регионального подчинения, к которым, как уже было сказано выше, относится и дорога на Лотту, равна 2027 километрам. В нормативном состоянии по итогам 2019 года находится 41 процент из них. Протяженность дорог местного значения — 982 километра. Многие из них, к сожалению, также не в лучшем состоянии.

— Однако мы уверены, что в ближайшие годы состояние региональной дорожной сети будет улучшено, — отметил Дмитрий Соснин.

Показатель приведенной в нормативное состояние дорожной сети должен превысить 50 процентов.

На территории региона действуют три международных пограничных пункта пропуска: Борисоглебск, Лотта и Салла. Трасса Р-21 «Кола», как мы все знаем, ведет в Норвегию. Сейчас выполняется ее реконструкция с 1574-го по 1590-й километр. В частности, спрямляются некоторые участки. На стадии проектирования — участок за Заозерском. Его нужно перестроить так, чтобы зимой трассу не переметало снегом.

О дороге на Лотту было сказано выше. К Салле ведет трасса протяженностью 166 километров. В рамках программы Коларктик уже был реализован проект, ликвидировавший имевшийся здесь грунтовый участок.
Прорабатывается вопрос строительства автодороги и нового пункта пропуска на границе в районе Ковдора.

— Мы видим в этом серьезный потенциал для развития Ковдорского района, — пояснил Дмитрий Соснин.

В целом значимость приграничного сотрудничества трудно переоценить. Торговля с Финляндией и Норвегией составляет существенную долю внешнеторгового оборота Мурманской области. Только за 2018 год был отмечен рост торговли с Финляндией на 17 процентов, а с Норвегией — на 59 процентов. Что касается Суоми, то в первом полугодии текущего года вышла на первое место во внешнеторговом обороте Мурманской области. И дороги играют немалую роль в этом развитии.

В Центре транспорта, экономики и окружающей среды Лапландии (Финляндия), как сообщил представляющий эту организацию господин Олли Моуруярви, трудится 51 человек. Большая часть сотрудников базируется в Рованиеми. Территория очень большая, почти половина Финляндии, 22 тысячи километров дорог, включая около 15 тысяч с твердым покрытием, 3 тысячи мостов и... велосипедные дорожки.

Зачем нужно международное сотрудничество? Дороги сильно на него влияют. Дорог с востока на запад в Финляндии пока не хватает. Это касается связей не только с Россией, но и с Норвегией и Швецией. Есть отрасли промышленности, которые требуют хорошего транспортного сообщения.

Проблемы у финских дорожников до боли знакомые нашим: мало людей и недостаточное финансирование. Охватить такую территорию элементарно сложно, поскольку авиасообщения нет, а расстояния весьма значительные, что, конечно, сказывается и на международном сотрудничестве. Но финны стараются, понимая, что взаимодействие с соседями обязательно окажет положительное влияние на экономику их региона.

Что касается собственных дорог, то путь к уменьшению травматизма финны видят в снижении скоростного режима на отдельных участках. Кстати, у них и сейчас-то максимально разрешенная скорость там составляет 80 километров в час. Как у нас, с учетом 20-ти километрового не штрафуемого зазора, в городах! А еще сейчас Финляндия, как и вся Европа, переходит от желтой дорожной разметки к белой. У России и в этом свой особый путь. По настоянию отечественной ГИБДД мы сейчас как раз экспериментируем, если так можно выразиться, в обратном направлении. Что ж, время покажет, какой цвет лучше — белый или желтый.

Теперь о Норвегии. Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет 53 тысячи километров. Сейчас Дорожная администрация Норвегии реорганизуется, часть функций переводится на региональный уровень. Но международное приграничное сотрудничество в дорожной сфере продолжится. Одна из важных тем — безопасность дорожного движения.

— У нас есть выражение: без грузовиков Норвегия остановится, — сообщил генеральный консул Норвегии в Мурманске Эрик Сведал. — Так оно и есть. На некоторых маршрутах нам просто не избежать перевозки грузов автотранспортом. Хорошая мобильность является необходимым условием для современного общества. И Норвегия поставила перед собой цель стать лидером в создании продуманной дорожной сети.

О влиянии транспортной инфраструктуры на развитие приграничного сотрудничества в приграничных районах Мурманской области рассказали главы местных администраций.

Проект обустройства и ремонт автодороги на Лотту, отметил глава администрации Кольского района Александр Лихолат, имеет высокий приоритет для района. На своем пути к границе трасса проходит через Колу, Мурмаши, Тулому и Верхнетуломский, связывая четыре этих муниципальных образования района. В свое время ее проложили совместно финны и строители Кольского района, когда финскими специалистами возводилась Верхнетуломская ГЭС. Для нее, собственно, первоначально и проложили дорогу от финской границы.

— Дороги экономят наш и главный ресурс — время. И улучшают безопасность перемещения, — подчеркнул Александр Лихолат.

Но у Кольского района свое предложение: Саариселька — Ивало — Верхнетуломский — Кола — Териберка. Прорабатывается такой международный маршрут совместно с побратимами из коммуны Инари. Проект сейчас входит в практическую плоскость. Положительный эффект для района видится и в развитии приграничной торговли. Развиваются и гуманитарные связи обмен делегациями деятелей культуры.

Интерес финнов к маршруту в Териберку подтвердила в своем выступлении (правда в записи, приехать в Мурманск она не смогла) и заместитель мэра муниципалитета Инари Мари Палолахти.

Глава администрации Печенгского района Эдуард Затона обратил внимание на туристический потенциал полуострова Рыбачий. Правда, дорога там, конечно, пока в ужасном состоянии и привлекает разве что экстремалов.
Затем участники встречи обсудили лучшие практики международного сотрудничества в дорожной деятельности, а также вопросы безопасности дорожного движения и содержания дорог в зимнее время. Следующее заседание рабочей группы должно пройти в Инари в июне.