22.08.2017 / Наш край

Безмоторная авиация?

Почему поставленные по ленд-лизу истребители уже летом 1942-го перестали летать

Фото: Фото из архива автора
НС-003 - вот в таком жалком виде большая часть «харрикейнов» простаивала на аэродромах в районе Мурманска летом 1942 года.

После июньских массированных налетов вражеской авиации на Мурманск летом 1942 года (об этом «Мурманский вестник» подробно рассказал в очерке «Черный день Мурманска» 22 июня), город лежал в руинах и пепелищах. Большая часть населения была вынуждена обитать в наспех вырытых землянках. Но и те, кто жили в домах, о комфорте могли только мечтать. Окна были заколочены фанерой, через которую почти не проникал дневной свет, водопровод, как правило, не работал. В немногочисленных кирпичных домах, которые казались неповрежденными снаружи, внутри в квартирах взрывной волной была поломана мебель, выбиты двери, сломаны перила и обрушены лестницы.

Все же во второй половине лета 1942 года мурманчане вздохнули немного свободней - в этот период авиация противника почти прекратила налеты на город. Главной причиной тому был перерыв поставок в Советских Союз грузов по ленд-лизу после гибели в начале июля союзного конвоя PQ-17.

Тем не менее для наших летчиков в это время обстановка в небе в районе Мурманска не стала менее спокойной: у немецких летчиков 5-й истребительной эскадры «Eismeer» после снижения здесь активности своей ударной авиации руки оказались развязаны. Теперь у «полярных охотников», летавших на скоростных и маневренных «мессершмиттах» Bf-109, свободная охота в районе мурманских аэродромов стала излюбленной задачей.

В этот период наша авиация - ВВС Северного флота и Карельского фронта - оказалась в самом тяжелом положении за весь период войны в Заполярье. Дело в том, что с каждым новым летним днем все меньше истребителей могли подняться в воздух. К примеру, в составе 122-й авиадивизии ПВО, защищавшей непосредственно город и морской порт, к концу лета оставалось в боевой готовности всего лишь четыре истребителя, хотя в составе трех полков, входивших в состав ИАД ПВО, числилось более пятидесяти «харрикейнов» и «киттихауков».

Не лучше обстояло дело и у флотских ВВС. Для более эффективного использования «харрикейнов» командование все самолеты этого типа в начале июля передало в один авиаполк - 78-й ИАП. Однако 78-й ИАП мог ежедневно выставлять в бой не более 8-10 боеспособных машин. А из двадцати Р-40Е «киттихауков», имевшихся во 2-м ГКАП имени Сафонова, число исправных колебалось в пределах 4-6 самолетов.

Сразу после окончания войны столь плачевное положение импортной авиатехники летом 1942 года объясняли тем, что поступавшие из-за рубежа самолеты были далеко не новыми, а по своим эксплуатационным качествам не годились для работы на полевых аэродромах. А союзники, ко всему прочему, еще и не поставляли необходимых для ремонта запасных частей. В книге, изданной Главным штабом ВМФ СССР, «Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-45 гг.» об этом так прямо и говорится:

«…На 1 августа 1942 года в составе авиации Северного флота было 55 самолетов «харрикейн», из которых 31 самолет был неисправен и только 24 самолета исправны. Это характеризует авиационные поставки наших бывших союзников, в данном случае Англию, которая ни запасных моторов, ни запасных частей к самолетам не давала, и по существу эти самолеты вынуждены были бездействовать...»

Как следствие, до сих пор бытует мнение, что этот истребитель - «подарок Черчилля», как часто с плохо скрываемым раздражением его называли - был крайне ненадежным самолетом с очень низкими тактико-техническими данными.

Что же случилось с «харрикейнами» и другими импортными самолетами летом 1942 года, каковы были причины столь массового выхода из строя самолетов зарубежного производства? И почему «бывшие союзники» не поставляли к ним запасных частей и моторов?

Июльский Мурманск 1942-го.

Сразу замечу: англичане и американцы строго соблюдали все пункты протоколов Московской конференции трех держав - СССР, США и Великобритании, проходившей с 29 сентября по 1 октября 1941 года, на которой и обсуждались все вопросы, связанные с военными поставками по ленд-лизу в Советский Союз.

Что касается запасных частей к самолетам, то первая партия их была доставлена в Мурманск 31 марта 1942 года союзным конвоем PQ-13. Самый большой в составе конвоя английский транспорт «Тобрук» водоизмещением 7048 ВРТ привез массу различного военного снаряжения. В том числе три самолета, тридцать моторов «мерлин-ХХ» к «харрикейнам» и триста ящиков с различными авиационными запчастями. Но на третьи сутки в Мурманском порту в результате налета «юнкерсов-88» транспорт получил прямое попадание в кормовую часть и сел у причала кормой на грунт. Еще когда этот сверхценный груз покоился на морском дне, его уже начали спешно делить. Хотя запасные части к самолетам «целевым назначением» предназначались непосредственно только для ВВС Северного флота, но на самом верху было принято решение эти запчасти распределить между ВВС ВМФ и авиачастями Красной армии, базирующимися в районе Мурманска.

«Утопленников», как быстро окрестила народная молва поднятый со дна груз, распределили между всеми авиаполками, имевшими на вооружении импортную матчасть. К слову сказать, практически все авиационные истребительные полки весной 1942 года на Карельском фронте имели самолеты зарубежного производства. Английскими «харрикейнами» были вооружены подразделения ВВС Северного флота - 2-й ГКАП им. Сафонова и 78-й ИАП; ВВС Карельского фронта - 145-й, 147-й, 152-й, 197-й, 609-й, 760-й, 835-й и 837-й ИАП; 122-я ИАД ПВО - 767-й, 768-й и 769 ИАП ПВО.

Небольшая часть запчастей, выделенных ВВС СФ, безусловно, не могла выправить положение, постоянно усложняющееся из-за нарастающего ежедневного массового выхода из строя импортной матчасти. И уже через три недели нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов обращается к наркому внешней торговли Анастасу Микояну с докладом о тяжелом положении с запчастями и моторами к импортной авиатехнике в составе ВВС Северного флота и о том, что «импортные самолеты поступают недостаточно обеспеченными резервными моторами и запасными частями к ним».

Что касается последнего, то здесь по-другому и быть не могло, если взглянуть на состав советских представителей, работавших в самой Англии, о которых в книге Михаила Супруна «Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945» сказано буквально следующее:

«Первые эмиссары, посланные в Англию, отбирались не по профессиональным и деловым качествам, а по политической благонадежности. Только в Лондоне выяснилось, что почти никто из прибывших не знал английского языка. Лишь из-за отсутствия в авиагруппе профессионала-вооруженца приемка в течение года направляла в Советский Союз запчасти и вооружение по английским стандартам.<…> Знакомство с британской военной системой и техникой, изучение языка заняло около двух месяцев. Поэтому советские специалисты смогли в полной мере приступить к выполнению обязанностей лишь с нового, 1942 года. Весь 1941 год поставки в Советский Союз из Великобритании поступали в основном по британо-американским нормам комплектации, с британо-американской маркировкой и инструкциями, без переводов, а иногда и в разные порты. Отсюда и множество нареканий в адрес «союзничков». Между тем было бы справедливо значительную часть претензий отнести к советской приемке».

Без сомнений надо признать, что у англичан никогда не было такого массового выхода из строя моторов «мерлин-ХХ», поэтому и стандартные комплекты запчастей к ним, конечно, не могли удовлетворять советские запросы.

(Продолжение следует.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.08.2017

Назад к списку новостей

Еще по теме

Хроники Мурмана

 Работа Чрезвычайной комиссии была прекращена 9 июня 1951 года

Сродни полету Руста

«Гитлер, Сталин - гут, гут!»

Они не пустили врага в Мурманск

Этот памятник - не только знак преклонения перед конкретным подвигом советских артиллеристов легендарной батареи

Они не пустили врага в Мурманск

Накануне третьего масштабного наступления гитлеровцев на Мурманск, 5 сентября 1941 года, в столице Кольского края начали формировать Полярную дивизию народного ополчения

Они не пустили врага в Мурманск

Для захвата земель Кольского полуострова была создана немецкая армия «Норвегия»

«Как с «Красина» у нас повелось…»

Поднять флаг СССР на островах впервые удалось только команде «Красина»

Хроники Мурмана

80 лет назад содержимое твоего кошелька было делом общественным

Безмоторная авиация?

Парадокс, но появление запасных частей не очень-то обрадовало инженерно-технический персонал

Хроники Мурмана

30-е годы были временем ярким и грозным

Партизанская клятва

Приняли присягу два партизанских отряда, сформированных из жителей Мурманской области

Очень Дальние Зеленцы

Полузабытый поселок Дальние Зеленцы расположен на побережье Баренцева моря

Безмоторная авиация?

На североморских аэродромах стояли без действия и ржавели под открытым небом более сотни истребителей зарубежного производства

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня