08.08.2017 / Наш край

Большие задачи для маленькой яхты

Из Мурманска к Земле Франца-Иосифа стартовала экспедиция «По следам «Двух капитанов»

Фото: Александр Борисов
Евгений Ферштер, Михаил Тигушкин, Алексей Ежов, Ростислав Гайдовский.

Как погибла шхуна экспедиции Георгия Брусилова? Какие маршруты выбирают гнездящиеся в Арктике птицы? И откуда волны приносят пластик на Оранские острова? Ответы на эти вопросы ищут участники проекта «Открытый океан: Архипелаги Арктики». Перед началом второго этапа полевого сезона-2017 они стали гостями пресс-центра «Мурманского вестника».

Тайна «Святой Анны»

«Береговой партии оставляем винтовку-магазинку, 70 штук патронов и пять вареных гаг из имеющихся у нас десяти. Взяли они на всякий случай жестяное ведро и кружку» - это строки из дневника Валериана Альбанова, штурмана «Святой Анны», шхуны, которая впервые под российским флагом попыталась пройти по Северному морскому пути. Упоминались в документе и единственные на всех карманные часы. Расставшись в 1914 году на Земле Георга, две группы больше не встретились. А перечисленные Альбановым предметы и останки одного из участников той экспедиции были найдены энтузиастами проекта «По следам двух капитанов» 96 лет спустя.

- В 2010 году под руководством нашего хорошего друга Олега Продана, к сожалению, погибшего в прошлом году, мы провели первую экспедицию на Землю Франца-Иосифа, - рассказывает руководитель научно-экспедиционного центра «Морское наследие: Исследуем и сохраним» Евгений Ферштер. - Тогда были найдены останки человека, личные вещи, дневники. Это были первые находки с того времени, как «Святую Анну» видели в последний раз. С тех пор эта тема не давала нам покоя.

После двух зимовок на затертой во льдах шхуне ее команда разделилась. Часть попыталась добраться до убежища на Земле Франца-Иосифа. Выжить удалось двоим - штурману Альбанову и матросу Конраду. Находки прошлой экспедиции отчасти пролили свет на судьбу остальных. Но что произошло со шхуной и теми, кто на ней остался, по-прежнему неизвестно. Раньше считалось, что течения должны были вынести ее на свободную воду в районе Шпицбергена. Недавно появились основания для другой версии.

- В 2013 году Олег Продан установил радиобуи на месте, где в последний раз видели «Святую Анну». По результатам анализа их дрейфа, возникло предположение, что искать шхуну нужно у Земли Франца-Иосифа, а точнее - у островов Рудольфа, Ева-Лив, в северо-восточной оконечности архипелага, - продолжает Евгений Ферштер. - В прошлом году Олег Продан попытался второй раз поставить буи, но вертолет разбился. Он погиб. Посвятив ему экспедицию, мы хотим продолжить работу. Проверим места, откуда в последний раз поступил сигнал установленных Олегом буев. Попытаемся там визуально найти останки корабля или свидетельства присутствия человека. В тех регионах земля долго хранит следы. В 2010-2011 годах мы нашли обожженные бревна. Сверившись с дневниками Альбанова, поняли, что это его стоянка. Земля Франца-Иосифа - регион для поисков благоприятный. Оставленные на камне вещи там будут лежать и через сто лет.

В свое время рассказанная штурманом Альбановым история экспедиции Брусилова во многом послужила основой для романа Вениамина Каверина «Два капитана». Но если в книге Сане Григорьеву удается разгадать тайну гибели «Святой Марии», то судьба «Святой Анны» - пока загадка. Возможно, что-то новое нам удастся узнать в середине сентября, когда в Мурманск вернется яхта «Alter Ego» с командой исследователей на борту.

На базарах Оранских островов

- Ниндзя или пернатый спецназ там у нас был, - смеется капитан «Alter Ego» Михаил Тигушкин. И на себе показывает, как маркировали окольцованных птиц.

- Чтобы не ловить по несколько раз одних и тех же, ставили на головах пометки специальной краской. Она безопасная, смывается быстро, оперению не вредит, - успокаивает сотрудник Мурманского морского биологического института Алексей Ежов.

В первой части экспедиции (которая в этом году разбита на два этапа) в фокусе были экологические проблемы и орнитологические исследования. Отвечал за них Алексей Ежов, но помогали ему все члены небольшой команды яхты.

- Мы попали на Оранские острова в тот момент, когда начали вылупляться птенцы, - делится представитель экспедиционного центра «Морское наследие: Исследуем и сохраним» Александр Чичаев. - Чтобы лишний раз их не беспокоить, Алексей нам строго запретил приближаться без надобности к гнездам.

Кольцевание арктических птиц - часть международной программы «Sea Track». Задача - выяснить пути миграций гнездящихся в высоких широтах пернатых. Проследить их помогают специальные датчики. Они время от времени фиксируют положение солнца. Ученые переводят эти данные в географические координаты и чертят на картах маршруты. Чтобы получить достоверную информацию, нужно несколько лет подряд возвращаться в одни и те же точки, снимать с птиц приборы, уже совершившие годовое путешествие, и ставить новые.

- С толстоклювых кайр на севере Новой Земли нам удалось снять около 70, а на юге - 80 процентов датчиков, установленных в прошлом году, - рассказывает Алексей Ежов. - С моевок меньше - примерно треть. Но это довольно высокий для Арктики процент. Ведь птицы погибают во время зимовок. Может сказаться и негнездование. Если в момент прилета условия (в первую очередь кормовые) неблагоприятны, то птицы остаются в море и снять с них приборы невозможно. К слову, в этом году в тундре и на побережье Новой Земли птицы гнездились плохо. Я связываю это с поздней весной. Видимо, из-за снега негде было устраивать гнезда. Колониальным птицам (на свет их потомство появляется на скалах) это, казалось бы, не должно помешать. Но и у них птенцов мало, скорее всего, из-за недостатка корма.

Последний приют отслуживших снастей

- Мы всего полтора километра по берегу прошли. И этого нам хватило. Три дня мусор таскали, - вспоминает представитель экспедиционного центра «Морское наследие: Исследуем и сохраним» Александр Чичаев. - Это, конечно, работа точечная. На ее основании научные выводы делать нельзя. Но если на всей береговой линии Новой Земли ситуация такая же, то на архипелаге сейчас скопилось около 300 тонн отслужившего свой век пластика.

Привлечь внимание к проблеме пластикового мусора - еще одна задача завершившегося уже этапа экспедиции к арктическим архипелагам. Что смогла, команда «Alter Ego» собрала и вывезла для утилизации на материк. Но много ли может вместить небольшая яхта 18 метров в длину и чуть более 5 в ширину? Между тем масштабы проблемы действительно серьезные.

- Мы видели только поверхность, - продолжает Александр Чичаев. - А ведь мусор еще и закапывается. Любой шторм перемешивает его с камнями, песком. Знаете леденцы на пластиковых палочках? Таких палочек было очень много на Оранских островах. Почему, не знаю. В остальном на 80 процентов это старый пластик с судов - сети, канаты, ящики для рыбы, ленты.

Оставшиеся 20 процентов - так называемый бытовой мусор: бутылки, тюбики и прочее. И часть его, возможно, тоже не принесена с материка, а попала в море с проходящих судов. Аргумент в пользу такой точки зрения - практически полное отсутствие (если не считать упоминавшихся уже палочек для леденцов) мусора, зависящего от нашего потребительского поведения, например, одноразовой посуды (стаканчиков, тарелок).

- В чем особенность этих островов? Там нет собственного источника пластика, - рассуждает Александр Чичаев. - Все, что туда попадает, - принесенное. Откуда? Если с судов, которые работают в том районе, то их очень мало для такого количества мусора. Я думаю, этой проблемой нужно заниматься, изучать ее и попытаться все же найти решение. Потому что в последние годы пластика на арктических архипелагах стало заметно больше.

Память закрепят на скалах

И еще одна - мемориальная - миссия предстоит участникам второго этапа экспедиции. На мысе Ниль Земли Георга архипелага Земля Франца-Иосифа они установят памятную табличку в честь 100-летия поднятия флага на легендарном ледоколе «Красин». Церемония передачи таблички членам экипажа «Alter Ego» также состоялась в пресс-центре «Мурманского вестника».

Памятная табличка, которая будет установлена на мысе Ниль острова Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа.

В присутствии прессы ее передал исследователям один из капитанов «Красина» - Ростислав Гайдовский. Табличку собираются закрепить примерно в том месте, где в 1928 году во время спасения экспедиции Умберто Нобиле экипаж «Красина» впервые в истории водрузил Государственный флаг СССР.

 

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.08.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня