21.04.2017 / Наш край

Дорога бывает заносчивой

Ну вот, шальные снега вроде бы отступили, и с 15 апреля движение по дороге Кола - Серебрянские ГЭС и подъезду к Териберке идет в обычном порядке. Как известно, с 26 марта проезд там из-за непогоды был закрыт. Утром 8 апреля его удалось приоткрыть... но ненадолго. Уже через сутки стихия вновь запечатала трассу.

Безопасный проезд отдельных транспортных средств оказался невозможен. И потому в село Териберка и поселок Туманный пробивались организованными колоннами. Такие проводки выполнялись 31 марта, 5, 7 и 12 апреля.

Колонну сотрудники ГИБДД выстраивали на 32-м километре Серебрянской дороги. Впереди - два шнекоротора, загребающие и сбрасывающие за обочину снег. Следом выстраивались рейсовые автобусы, машины с грузами для населенных пунктов и частные автомобили, которых было большинство. Замыкали шествие два предоставленных региональным управлением МЧС автомобиля повышенной проходимости с пунктом обогрева в кузове. Пункт, к счастью, не понадобился, никто не замерз, а вот выдергивать забуксовавшие авто им приходилось.

Впрочем, чаще это, не теряя времени, делали сами попутчики. Как-то один «жигуленок» увяз в снегу и застопорил всю колонну. Водитель шедшего сзади внедорожника УАЗ Патриот, у которого силенок куда больше, подъехал, вытащил трос, дернул - и все пошли дальше. Взаимовыручка на дороге, особенно в пиковой ситуации, - дело святое.

Всего в колонне собиралось до полутора сотен машин. На 81-м километре, на развилке, она разделялась: те, кто направлялся в Териберку, вместе с одним шнекоротором и автомобилем МЧС сворачивали налево, остальные в таком же сопровождении держали путь в Туманный. Когда наконец добирались до пунктов назначения, формировались колонны в обратном направлении.

Особенно сложной выдалась первая проводка: 31 марта девяносто километров до Териберки пробивались двенадцать часов, добрались к полуночи. В прочих случаях ситуация оказывалась попроще, удавалось доехать и за три-четыре часа. Так и продержались до поры, пока природа не угомонилась.

Кстати, бывали зимы и покруче. На память приходит конец февраля 1996 года. Тогдашние снегопады просто не оставили дорожникам никаких шансов. Несмотря на все их усилия, наземное сообщение с Териберкой и Туманным было прервано на две недели. Полностью. Проезжей оставалась только воздушная трасса. И пока шла расчистка заносов, из Мурманска летали вертолеты, доставляя людей и самое необходимое для жизни этих отдаленных населенных пунктов. Мне довелось в качестве куратора воздушного моста находиться в зале вылета аэропорта Мурманск и заполнять списки пассажиров. Для них полеты были бесплатными, затраты брал на себя территориальный дорожный фонд. Отчетливо помню, как в мартовский день из КамАЗа в вертолет перегружали мешки с мукой для териберчан...

С другой стороны, случаются на Кольском полуострове и зимы, у которых снега не допросишься. В конце марта 2008-го мы снимали зимние сюжеты к фильму, посвященному предстоявшему через год 70-летию Мурманскавтодора. Хотелось показать во всей красе борьбу со снегом, запечатлеть работу уборочной техники. Приехали со съемочной группой на самые, казалось бы, сильно заметаемые участки дороги Кола - Серебрянские ГЭС и автоподъезд к Териберке. И что вы думаете? Снег в буквальном смысле горстями собирали по обочинам, чтобы хоть как-то показать работу шнекоротора, который его сбрасывает с дороги. Кадры сняли с грехом пополам. Чуть позже попытались поправить дело на федеральной трассе «Кола» в районе Титовки - тоже известный своей «заносчивостью» участок. Но и там была аналогичная картина.

Зато нынешней зимой сюжеты о снегоочистке сыпались как из рога изобилия, впору было делать продолжение фильма «Левиафан», который, как известно, снимался в районе Териберки. А в унисон в соцсетях сыпались негодующие упреки некоторых автолюбителей. Были и угрозы по телефону в адрес диспетчеров Мурманскавтодора, и оскорбления занимавшихся снегоочисткой работников подрядных организаций, и «протестное» перегораживание дороги. Капот служебной машины одного из руководителей подрядчика даже поколошматили...

Пишу это не в оправдание. Оправдываться дорожникам следовало бы, если бы они не старались, не в полной мере использовали свои возможности. Но надо бы землякам понимать, что эти возможности - количество техники, людские ресурсы и прочее - не рассчитаны на экстремальную непогоду. И никогда не будут рассчитаны. Ибо что станут делать «лишние» люди в обычные зимы, которых большинство? Кто оплатит покупку и содержание простаивающей техники? Точнее - кто ответит за нерационально потраченные деньги?

Вопросы, понимаю, риторические. А задача была вполне конкретной - имеющимися «нормальными» силами справиться с экстремальной ситуацией, снять снежную блокаду с отдаленных поселков.

Чтобы решить эту задачу, дорожники и техника работали на износ. Даже у машин не раз случались поломки - в таком напряженном режиме их гоняли. А люди-то не железные. По 18 часов в сутки за штурвалом перепахивать снежную целину практически при нулевой видимости, на ощупь (что само по себе небезопасно) - это ведь на пределе человеческих возможностей. Водитель шнекоротора Териберского дорожного участка с сердечным приступом прямо с дороги угодил в Кольскую центральную районную больницу. Дай ему бог здоровья... Имя не называю, поскольку речь идет о медицинском диагнозе, но на таких людях держится дорога. От таких людей зависит безопасность тех, кто этой дорогой пользуется. Они заслужили хотя бы спасибо.

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.04.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня