Автовладельцев - выселить, дома - снести?

«Сегодня до работы добиралась полтора часа. Пробки, как в столицах, поток машин почти не двигался», «Ты видела, как этот «Форд» меня подрезал?», «Наш светофор - просто проверка на терпимость и хорошую память. Пока ждешь «зеленого», забудешь, зачем стоишь»... Знакомые фразы, не правда ли?

Количество автомобилей в Мурманске и области постоянно увеличивается, при этом дорог больше не становится, что приносит немало забот и водителям, и пешеходам. А уж если случится авария или на дорогу в час пик выйдет уборочная или другая техника - все, пиши пропало, на работу точно вовремя не успеть.

Что же делать? Если подходить к решению проблемы кардинально, то можно выселить владельцев железных коней за пределы города. Ну или хотя бы половину. Как вариант - снести часть домов, а на их месте проложить дороги. Но это все из разряда фантастики, поэтому нужно что-то придумать.

Мы обратились за помощью в городскую администрацию и региональное управление ГИБДД.

Главные заторы и их причины

«Сбор информации о загруженности и пропускной способности автодорог, измерение плотности автомобильных потоков производится в ручном режиме визуальным способом в случаях реконструкции отдельных участков улично-дорожной сети либо при внесении изменений в схему организации дорожных участков», - говорится в официальном ответе на наш запрос, подписанном начальником отдела информационно-аналитической работы и взаимодействия со СМИ городской администрации Натальей Рихтер: «По информации, предоставленной ММБУ «Центр организации дорожного движения», основные транспортные заторы возникают в утренние и вечерние часы пик: с 7.30 до 9.00 и с 17.00 до 19.00. На улично-дорожной сети Мурманска существует семь проблемных участков, которые способствуют образованию заторов от 30 до 50 минут. Это проспект Кольский - улица Беринга - улица Баумана, проспект Кольский - проспект Ленина - проспект Кирова, проспект Ленина - улица Книповича, улицы К. Маркса - Старостина - Маклакова, К. Маркса - Полярные Зори, К. Маркса - С. Перовской, Челюскинцев - К. Либкнехта, Шмидта - Академика Книповича».

То есть все наиболее востребованные маршруты. По мнению специалистов, основными причинами заторов являются «повышение плотности потока автомобилей из-за увеличения количества автотранспорта на дороге, превышающего их пропускную способность, а также отсутствие дополнительных полос разгона и торможения транспортных средств, совершающих повороты и въезд на дорогу и невозможность их обустройства ввиду плотной исторической застройки улиц». Попали в список причин и стоянки автомобилей на проезжей части вне специальных карманов и с нарушением ПДД, нарушение правил перестроения и движение с малой скоростью в левых полосах дороги, перестроение через несколько полос движения, повороты из полос, предназначенных для движения прямо. Завершают перечень неблагоприятные погодные условия, принуждающие водителей снижать скорость, и дорожно-транспортные происшествия.

Анализ и решения

- Для устойчивого развития и эффективного функционирования транспортного комплекса города необходимо позиционировать Мурманск как современный мультимодальный транспортный узел и крупный логистический центр Севера России, - считает начальник областного управления ГИБДД Алексей Тарунин. - В то же время автодорожная сеть заполярной столицы, исчерпав все резервы пропускной способности, находится в условиях ситуационного, а в часы пик - постоянного образования транспортных заторов. Для улучшения ситуации Госавтоинспекция проводит анализ и направляет в адрес главы администрации кратко- и долгосрочные предложения. Первые в основном связаны с изменением работы светофорных объектов, установкой дорожных знаков, разрешением осуществления правых поворотов на перекрестках, запретом осуществления левых поворотов и так далее. Вторые - с расширением проезжих частей, обустройством надземных и подземных пешеходных переходов, транспортных развязок, внедрением автоматических систем управления дорожным движением. Кроме того, учитывая обильное выпадение осадков, предложено вывозить снег в ночное время. Подобные действия позволили увеличить пропускную способность на некоторых участках дорожной сети.

Для решения проблемы разработан также проект организации дорожного движения. Его созданием занимались сотрудники ООО «Дивизион Проект» в Пензе в 2016 году.

- Проект является живым документом, который регулярно корректируется при изменении схемы организации движения, в том числе при проведении массовых мероприятий, организации работ по содержанию улиц и проездов, - рассказала в свою очередь Наталья Рихтер. - Последние изменения были внесены в феврале нынешнего года в связи с установкой технических средств организации дорожного движения по запрещению стоянки по четным и нечетным числам с целью предотвращения заужения проезжей части, что как раз и приводит к увеличению пропускной способности.

Нужны надземные переходы

На бумаге все выглядит четко и понятно, однако факт остается фактом: в часы пик движение по основным магистралям не слишком быстрое. Особенные проблемы, к примеру, испытывают жители Первомайского и Ленинского округов при поездках в центр - от остановки «Улица Морская» до «Проспекта Ленина» и на спуске у Семеновского озера.

- На мой взгляд, городу необходимы надземные пешеходные переходы, - поделился мнением водитель с 12-летним стажем Николай Колосков. - Например, в районе школы № 3, на подъеме к Семеновскому озеру, он будет весьма актуален. Сейчас там установлен светофор, машинам, особенно в зимнее время, тяжело затормозить на спуске, да и продолжить подъем после остановки.

- Можно было бы эффективнее использовать Ленинградку, после реконструкции там практически не бывает проблем. Но они начинаются на спуске к Рогозерке и далее - к перекрестку с Карла Маркса и Книповича. Вот где бы тоже не мешало построить какую-нибудь развязку. Ну или хотя бы сделать на той же Ленинградке больше разворотов. Тогда б водители активнее пользовались выездом с Шевченко. А так мало кто хочет делать крюк до Шабалина, чтобы попасть в центр, - предложила водитель с 13-летним стажем Анна Яковлева.

Однако, пока в городе не появилось видимых изменений, мы и сами можем кое-что сделать. Допустим, хотя бы иногда пользоваться общественным транспортом вместо личного. Соблюдать правила дорожного движения - этот совет актуален вообще всегда и везде. Ну и, естественно, повысить уровень культуры вождения. Никогда нельзя забывать, что вы не единственный водитель на дороге, необходимо быть внимательным не только к коллегам-автомобилистам, но и к пешеходам.

К слову, проблемы на дорогах наблюдаются не только в областном центре. Сложная обстановка, связанная с пропускной способностью на местных трассах, характерна также для Апатитов и Североморска. Примечательно, что на территории Апатитско-Кировского района увеличение транспортных заторов носит сезонный характер и обусловлено работой туристического кластера в зимний и весенний периоды.

«Справка «МВ»

По состоянию на начало 2019 года в Мурманске зарегистрировано 128 998 единиц транспорта. Всего в области 293 893.