Уже много лет по весне в Оленегорск съезжаются представители коренного народа Кольского края. В 22-й раз здесь состоялся фестиваль саамской музыки и культуры и в 13-й фестиваль детских и молодежных постановок на саамском языке «Моайнас ланнь».

Словно мудрый шаман

Во время фестиваля над городом дуют особенные ветры, солнце всходит необычно рано и остается до самого вечера. Ничего удивительного - лопари со всего полуострова в национальных костюмах танцуют под звуки бубна, поют свои протяжные завораживающие песни, рассказывают легенды оленного народа и демонстрируют рукодельные шедевры из рога, кожи и пряжи. Диву даешься, как просто и гармонично устроено все в этот день. Рядом со стальной горняцкой стелой раскинулся саамский чум, посреди площади - лопарские сани в оленьих шкурах, молоденькие олешки, которых можно покормить с рук ягелем. Словом, город в обнимку с тундрой.

Нарядные женщины в ярких национальных костюмах среди обычных горожан смотрятся отлично.

- Здравствуйте, Марина! - приветствую жительницу Ловозера, известную мастерицу Марину Гринчук. - Вы сегодня надели все самое лучшее!

- Да, все, что на мне, сделано моими руками, - улыбается саамская красавица. - И шамшура, и юпа, и каньги.

Марина Гринчук: «Этот альбом про нас».

Поясню: шамшура - это головной убор, который носит замужняя саамская женщина; юпа - платье с национальным узором; ну а каньги - ботиночки из выделанной оленьей кожи.

А вот и Нина Елисеевна Афанасьева, тоже при параде. Радуемся встрече, обмениваемся новостями. На уличной сцене смешение жанров: лаконичные приветствия официальных лиц сменяются выступлениями взрослых и маленьких артистов из разных мест Кольского края. Ловозерский коллектив «Елле», как всегда, на высоте, время спустя кроха девчонка поет на языке предков. Да как много-то их, выступающих ребятишек! Напомню, в этот же день проходил фестиваль «Моайнос лань».

И песни петь, и горевать

Нынче мероприятие посвящалось 80-летию Мурманской области, так что в Оленегорске, пожалуй, вся область и встретилась. Гости из Мурманска, Гремихи, Ёны, Апатитов, Ловозера и Ревды, Ковдора и Мончегорска. И каждому коллективу есть что показать, чем удивить земляков.

- Надо же, не иссяк творческий родник саамов, - удивленно поделился со мной один из зрителей.

- А вы сомневались? - удивляюсь в ответ.

- Да вроде время такое непростое, не до фольклора, - не сдается ворчун.

Что тут скажешь, не понимает человек саамскую душу. Посудите сами, когда у коренного народа жизнь была простой? Оленевод всегда - и в снег, и в стужу - на свежем воздухе, на пастбище, один на один с хищниками в тундре на защите стада. Хозяйка чума тоже день-деньской при деле: выделка кожи, шитье одежды и прочее рукоделие. Тут без песни никак, только она и спасает, сердце согревает, работу ладит.

- Здравствуйте! - приветствую Семена Галкина, ловозерского старожила, которого знают все в древнем селе и очень многие в округе. Потомственный оленевод, человек удивительной судьбы, который в молодые годы возглавлял комсомольскую бригаду, бившую рекорды среди оленеводов области. Был зван в Москву, ездил в гости к космонавтам в Звездный городок, воспитывал смену молодых оленеводов. Он и поныне жизни без тундры не представляет.

- Саам не может без тундры, - признает Семен Галкин.

- Вот только обидно, когда в законах не учитывается образ жизни саамов, - горько признает собеседник.

Галкин рассказывает, что по существующему законодательству его хибара на Семен-острове - «четыре балки и брезент» - не имеет права там находиться.

- Там могила деда, на острове мы с семьей ягоды-грибы собираем. Кому хижина мешает? - удивляется старожил.

…А мне подумалось, как бы бюрократизм не вытравил саамские традиции и окончательно не увел из тундры молодежь. Вряд ли внуки останутся на той земле, если дед будет обижен. Значит, надо найти рычаги, которые помогут скорректировать федеральный закон, запрещающий Семену Галкину ставить чум на родной земле.

Полезный, как витамин

Саамы как никто чувствуют природу: вздохи ветра, шепот дождя, тихое журчание ручья. Читают ее по следам зверей и щебету птиц. Понимают язык ночи и белого полярного дня. Обо всем этом их песни, сказки и легенды. Невольно начинаешь пританцовывать в лад музыке. Представление продолжается, собравшиеся слушают с интересом. А некоторые даже подпевают.

- Вы поете по-саамски? - удивленно оборачиваюсь к миловидной женщине. И узнаю ее - это Роза Рахманина из Ловозера. Раньше она была участницей ансамбля «Елле», а теперь у нее семейный ансамбль «Пирас», что по-саамски и означает «семья».

- У нас номер в концертной программе, - поясняет Роза.

Она преподает технологию в школе. Когда-то в Ловозере их было две плюс школа-интернат. Сейчас осталась одна, в которой обучаются около 300 детей от первого до одиннадцатого класса.

- К сожалению, для молодежи нет работы в селе, вот и уезжают в другие места, - говорит учительница.

Как по-саамски «Кто в тереме живет?»

Между тем маленькие артисты сменяют друг друга на сцене - такое впечатление, что все школьники Ловозера и прочих населенных пунктов приехали в Оленегорск.

Для местных жителей фестиваль коренного народа давно стал одним из любимых.

- Скажу больше - это очень полезный праздник, - определил значимость мероприятия Михаил Кондратьев, бывший горняк, а ныне дедушка пяти внуков и трех внучек.

- Так чем же он полезен? Каким витамином? - допытываюсь я.

- Ярко, красиво - это раз. Корни земли своей знать надо - это два. Ну и на воздухе, весной, когда природа просыпается, - три, - не оставляет сомнений Михаил Миронович.

Не хлебом единым. С колбаской!

Песни песнями, но фестиваль без оленины жители и гости Оленегорска не представляют. Вот и заветный прилавок вкусностей от СХПК «Тундра». Конечно же, все это - деликатесы. С такой колбаской бутерброд обязательно будет «правильным».

- Здравствуйте! Каков ныне урожай у оленеводов «Тундры»? - интересуюсь у Юрия Канева.

- Забой прошел по плану, все в порядке, - лаконичен технолог цеха по переработке оленины. - Продукция надлежащего качества, наисвежайшая. Спрос есть, наши изделия из оленины заказывают рестораны Москвы, Питера, выполняем заказы в том числе и посредством авиации. Интересуются рестораторы из Петрозаводска, других городов.

Играй, саамское солнце!

Правда, Юрий отмечает, что финансовая ситуация обычных людей не всегда позволяет им покупать продукцию из оленины. Есть такая проблема, так что я приобретаю малюсенький кусочек в вакуумной упаковке. Как говорится, только на язык положить.

…У оленеводов СХПК «Тундра» всегда горячая пора: забой, коральные зоотехнические мероприятия, отоварка, отел и так круглый год. Пастухи нечасто находятся дома, в селе. Трудятся вахтовым методом, тундра - их дом. Скоро май, важенки готовятся к отелу: пастухам забот вдвойне, вышедшие из берлог медведи не дремлют. Значит, не спать и оленеводам.

Наш, саамский, коренной

Фестиваль был многолик. Он шел по площади, останавливался у торговых палаток и прилавков с рукоделием, пел со сцен на улице и в зрительном зале досугового центра «Полярная звезда», смеялся и шутил, ставил проблемы и давал надежду на их решение.

- Саамы очень талантливы. Практически все они - и мужчины, и женщины - замечательные мастера, - убеждена Татьяна Милицкая из Фонда сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга». - Изделия из меха оленя, резьба по дереву, вышивка бисером прославили наших земляков далеко за пределами России. Работы саамских мастеров находятся во многих музеях мира.

Татьяна привезла на фестиваль только что увидевший свет фотоальбом «Искусство саамов Кольского полуострова». Небольшой по формату, он издан в Санкт-Петербурге, его безусловная ценность - иллюстрации саамской вышивки, изделий лучших мастериц. И их фотографии - многих уже нет в живых, так что альбом стал ниточкой, связывающей эпохи.

- Это мое восхищение саамским народом, - отметила автор-составитель Татьяна Милицкая.

…Ну а большой театральный марафон нужно смотреть. Почти три часа длилось представление коллективов и ансамблей из городов и поселков области. Сказки и притчи, сыгранные маленькими артистами на саамском языке, не оставили публику равнодушной. Правда, в зрительном зале аншлага не наблюдалось. Может быть, горожане успели насладиться происходящим на улице. Возможно, в весенний день не хотелось сидеть в зале. Но равнодушия к саамской культуре не было, это точно. Оленегорский фестиваль - наш, саамский, коренной.