24.05.2018 / Наш край

Хроники Мурмана

Печенга: возвращение домой

Фото: Фото с сайта ru.wikipedia.org
Порт в Лиинахамари. 30-е годы.

(Продолжение. Начало в № 48, 52, 56, 60, 62, 64, 68)

Конечно, описывая нужды и беды Печенгского района, секретарь Мурманского обкома Кутырев информировал секретаря ЦК ВКП(б) Маленкова не только о необходимости обеспечить за счет «Печенганикеля» партсовработников жильем и питанием. Да и выделение пишущей машинки районному отделению Госбанка не было проблемой № 1.

Жителей нового района надо было не только где-то расселить, но и обеспечить их снабжением, дать возможность добраться до Большой земли (в этой роли - центра цивилизации - выступал тогда полуразрушенный Мурманск). Им, как и всем советским людям, хотелось читать газеты, получать письма и телеграммы, звонить близким на далекую малую родину. Все это Мурманск и старался детально растолковать Москве.

По морям, по волнам

«Вновь созданный Печенгский район Мурманской области связан с областным центром грунтовой дорогой протяжением 210 км.

Из-за отсутствия транспортных средств, а также горючего, большой поток населения этого района направляющегося на комбинат «Печенганикель» и в другие населенные пункты испытывает большие затруднения в передвижении на этом участке.

Исключительно тяжелое положение этого района создается в зимнее время в период снежных заносов. Связь с этим районом прерывается на значительное время и передвижение населения может быть осуществлено только водным путем Мурманск - Лиинхамари.

В целях нормального пассажирского сообщения с населенными пунктами Печенгского района, а также бесперебойной доставки в район продовольствия и товаров первой необходимости, Мурманский Обком ВКП(б) просит ЦК ВКП(б) обязать Наркомморфлот т. ШИРШОВА установить регулярное товаро-пассажирское сообщение по маршруту Мурманск - Лиинхамари не реже двух раз в неделю в оба конца.»

Дорогу на Печенгу и сейчас порой так на перевалах переметает, что водителям только и остается, что ждать вызволения из снежного плена от спасителей-дорожников. А тогда… Тогда основной снегоочистительной техникой был человек с лопатой. Так что путь на Мурманск морем был в какой-то степени дорогой жизни.

И обратили внимание: в документе в названии Лиинахамари пропущена первая буква «а»? Это маленький, но любопытный штришок - машинистка споткнулась на непривычном еще уху финском названии нового населенного пункта.

Флот, надо делиться!

«С расформированием Военно-морской почтовой базы Северного флота, обслуживание Печенгской морской базы, судоремонтные и другие пункты береговой обороны Северного Флота находящихся на территории побережья Баренцова моря, входящих в Печенгский район передано Наркомсвязи.

Регулярная доставка почты и корреспонденции в силу территориальной разбросанности этих пунктов (50-100 клм.), а также отсутствие сухопутных дорог, связывающих их с областным и районным центрами возможна только водным путем. До ликвидации военно-почтовой базы Северного Флота связь с этими пунктами осуществлялась почтовыми моторными ботами принадлежащими Северному Флоту».

В Лиинахамари была создана Печенгская военно-морская база. Многие моряки и вольнонаемные служащие привезли с собой семьи. А семья - это дети. На 1 сентября детей школьного возраста в Лиинахамари было 40 человек. А вот школы там не было, как не было и пригодных помещений для ее хотя бы временного размещения. Учеников пришлось возить за 12 километров в школу в Печенге. Как возить, на чем? Об этой детали докладная Алексея Кутырева умалчивает, но ясно, что при острейшем дефиците транспортных средств дело это было непростое и хлопотное.

И Мурманск решил через Москву надавить на самого адмирала Кузнецова:

«Учитывая вышеизложенное, Мурманский Обком партии просит ЦК ВКП(б) обязать Наркомвоенморфлот тов. КУЗНЕЦОВА:

1. Передать в 1945 году Мурманскому областному управлению Связи для организации доставки корреспонденции и почты из Мурманска до Лиинхамари и обратно два почтовых моторных бота.

2. Построить в 1946 г. в населенном пункте Трифонов ручей одну начальную школу на 80 мест для обучения детей офицерского, рядового и вольнонаемного состава Печенгской военно-морской базы Северного Флота.»

Алло, это райком?

Это сейчас, в век Интернета, мобильной и спутниковой телефонии, мы перебрасываемся анекдотами про стоящую на трех черепахах «Почту России», а 70 лет назад наличие телефона в квартире было показателем ого-го какого статуса, и в дверь стучал «с толстой сумкой на ремне» человек, занимавшийся делом государственной важности.

«Организованные два почтовых отделения в Печенгском районе - пос. Никель и пос. Печенга, размещены в неприспособленных для предприятий связи зданиях и совершенно не имеют своего транспорта для доставки почтовой корреспонденции и печати из Мурманска в Печенгский район и обратно. Последняя до сих пор доставлялась автотранспортом военно-почтовой базы Армии и попутными автомашинами комбината Печенга-Никель.

Военно-почтовая база Армии в ближайшее время расформировывается и транспортировка почты из Мурманска в район и обратно должна быть обеспечена органами связи.

Для ежедневного курсирования почтовых машин по маршрутам Мурманск - райцентр пос. Никель и обратно необходимо иметь 5 автомашин. Для ежедневной доставки почты внутри района необходимо иметь 3 автомашины и для ремонта линии связи и хозяйственных нужд потребуется 2 автомашины.

Мурманское областное управление НКСвязи не в состоянии обеспечить Печенгскую районную контору связи автотранспортом из-за отсутствия в наличии такового.

В организуемом районом центре пос. Никель крайне необходимо в ближайшее время обеспечить строительство городской телефонной станции на 200 номеров.

Исходя из вышеизложенного, Мурманский обком ВКП(б) прочит ЦК ВКП(б) обязать наркомат связи Союза ССР:

1. Выделить в 1945 году Мурманскому областному управлению связи для Печенгской районной конторы связи десять грузовых автомашин.

2. Включить в план строительства в 1945 году в поселке «Никель» городской телефонной станции Ц.Б. на 200 номеров.»

Эх, дороги…

Если попытаться по ранжиру расставить проблемы, стоявшие перед руководством новообразованного Печенгского района, то первые два места, бесспорно, займут нехватка помещений (и прежде всего жилья) и кадровый вопрос. Ну а призовая «бронза» достанется дорогам.

600 километров - общая протяженность дорог внутри района и магистрали, связывавшей его с областным центром. Пока шла война, эти транспортные артерии обслуживались частями 14-й отдельной армии. Но после ее расформирования оставшиеся на территории района воинские части чинить дорогу отказались, и она постепенно пришла в «непроезжее состояние». О чем Кутырев и писал Молотову:

«Отсутствие населения в данном районе, а также соответствующих дорожных организаций могущих принять эксплуатацию этой дороги на себя, лишают область принять какие либо радикальные меры по разрешению этого вопроса.

Учитывая, что центральная дорожная магистраль Мурманск - Печенгский район является единственной дорогой, которая обеспечивает связь, а также доставка продовольственных и других товаров в район и в первую очередь оставшимся армейским частям, встает необходимость до разрешения вопроса организации постоянной дорожно-эксплоатационной организации в районе, содержание и ремонт дороги и мостов возложить на оставшееся в Печенгском районе воинское армейское соединение».

Первая Первомайская демонстрация в поселке Никель. 1946 г. Фото с сайта vk.com/nikel_ni

Впрочем, Мурманск предлагал и организационное решение проблемы. Довольно изящное. Так как часть дорог в районе являются приграничными, а остальные «указанные выше дороги имеют специальное и государственное значение», Мурманскому областному дорожному отделу не под силу их содержание, требующее специального обслуживания. Поэтому:

«Мурманский Обком ВКП(б) просит ЦК ВКП(б) обязать СНК СССР отнести все дороги, проходящие по Печенгскому району и связывающие последние с областным центром гор. Мурманск к дорогам государственного значения, ввиду их специального назначения и обязать Гушосдор НКВД при СНК СССР организовать в Мурманской области в 1945 г. Ушосдор.»

Отчего НКВД? А это могущественное ведомство тогда среди прочего занималось и стратегическими дорогами.

Квартирный вопрос, как мы помним из Булгакова, испортил москвичей. Он же испортил отношения жителей Печенги с армией-освободительницей. Алексей Кутырев жаловался Георгию Маленкову, что немногие пригодные для жилья помещения, оставшиеся после изгнания немецких захватчиков, «были заняты воинскими частями 14 отдельной Армии, которые считают все это собственностью части.

При расформировании Армии многие воинские части увозят с собой все, что может быть снято и погружено на автотранспорт (двери, переплеты, кухонные плиты и др.), выводя этим самым жилой фонд из строя.

Учитывая, что для освоения богатств района потребуется завоз и размещение населения на данной территории, сохранение жилого фонда является для района одной из важнейших хозяйственных задач.»

По-человечески понять армейцев можно: Печенга - не Германия, трофеями тут не разживешься, а если часть передислоцируют, например, в Смоленскую область, так ведь там все сожжено-разрушено, вот при обустройстве на новом месте двери и переплеты пригодятся…

Ну а кутыревская челобитная в Москву заканчивается так:

«Для положительного разрешения вышеуказанных вопросов Мурманский Обком ВКП(б) прочит ЦК ВКП(б) обязать Наркомат Обороны Союза ССР:

1. Дать указание командованию Беломорского Военного Округа (до организации Ушосдора в Мурманской области) силами армейских частей, расположенных в Печенгском районе, обеспечить содержание и производство ремонта дорог и мостов по магистралям поселка Никель - Лиинхамари и от поселка Печенга до г. Мурманска.

2. Дать указание командованию Беломорского Военного Округа в срок до 1-го октября с.г. передать в ведение Оргкомитета Мурманского Облисполкома по Печенгскому району все находящиеся на территории Печенгского района жилые и хозяйственные постройки в населенных пунктах района, временно занятых армейскими соединениями и частями, а также все ранее освоенные земельные угодья.»

Проси больше - дадут меньше

Десять докладных на имя Маленкова сработали. 23 октября 1945 года Совнарком СССР (тогдашнее правительство) принял постановление № 2701 «О мерах помощи Печенгскому району Мурманской области».

Наркомцветмет (а следовательно, комбинат «Печенганикель») обязали выделить в октябре (до конца месяца всего неделя) служебную площадь для райкомов партии, комсомола, райисполкома. Правда, меньше, чем просили - всего 250 квадратов. Тому же ведомству велели в 1946 году построить административное здание для органов власти, среднюю школу на 500 мест, поликлинику на 100 посещений в день (хотели на 200), детские ясли на 100 мест, детско-женскую консультацию с молочной кухней.

Военным приказали в Трифоновом Ручье построить начальную школу на 80 мест. Связистам выделили коммутатор на 30 номеров и телефонную станцию - на 100 (а запрашивали на 200).

На совпартслужащих и бюджетников распространили снабжение по нормам для работников «Печенганикеля», естественно, из средств комбината. Решили направить в район трех врачей, но - в счет квоты Мурманской области, а не как просили - шесть и сверх квоты.

Выделили грузовые и легковые автомобили, стройматерилы, сейфы, арифмоментры, пишущие машинки и писчую бумагу - в половину от запрошенного, только полтонны, ибо незачем плодить бюрократию.

В общем, получилось по старой отечественной традиции: «Проси больше - дадут меньше».

Листая старые газеты

Агитаторы ведут работу на промысле

Баренцево море, борт траулера № 18 (по радио). Команда нашего судна вступила в соревнование в честь выборов Верховного Совета СССР. Свободное от промысловой работы время моряки используют для изучения избирательного закона и Конституции СССР.

Агитатора коммунисты тт. Орлов, Соловьев, Борзый и беспартийный т. Пименов проводят громкие читки газет, избирательных материалов.

Заместитель капитана траулера по политчасти Под,яблонский.

Новый жилой дом

В Мончегорске закончено строительство четырехэтажного каменного дома для рабочих и служащих комбината «Североникель». Трудящиеся получили благоустроенные квартиры с водопроводом, электричеством, канализацией. Недавно в квартиры нового дома въехали первые жильцы.

Руда вывозится электровозом

Мончегорск. (Наш корр.). На медно-никелевом руднике Ниттис-Кумужье закончились работы по механизации откатки руды из забоев. Применение электровозов высвобождает большое количество лошадей и коногонов.

 

Подготовлено по материалам, предоставленным Государственным архивом Мурманской области.

Орфография и пунктуация цитируемых документов оставлены без изменений.

(Продолжение следует.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.05.2018

Назад к списку новостей

Еще по теме

Хроники Мурмана

К концу восьмидесятых годов численность Мурманской таможни достигла 85 человек

Хроники Мурмана

Таможня: годы, события, люди

Хроники Мурмана

В послевоенные годы работа Мурманской таможни была подчинена главной задаче - восстановлению народного хозяйства

Хроники Мурмана

В жизни окраинной, пограничной Мурманской области таможенная служба всегда играла существенную роль

Хроники Мурмана

Тем, кого в 40-50-е годы еще не было на свете, трудно, почти невозможно понять, как наши земляки тогда жили

Хроники Мурмана

Постройка первой в СССР железобетонной конической дымовой трубы высотой 152,4 м.

Хроники Мурмана

Облисполком 30 августа установил вводимые в Мурманске и области с 1 сентября розничные цены на овощи и зелень первого сорта

Хроники Мурмана

Для комбината «Печенганикель» термин «градообразующее предприятие» мал в плечах: комбинат пришел в Печенгу раньше советской власти

Хроники Мурмана

Нам сейчас очень трудно представить, в каких муках рождался Печенгский район

Хроники Мурмана

Красная Армия освободила Печенгскую область в октябре 1944 года

Хроники Мурмана

Гитлеру было мало заполучить «свой» никель, он хотел, чтобы никеля не было у Сталина

Хроники Мурмана.

В ходе Второй мировой Финляндия была козырной картой, которую великие державы поочередно выкладывали на игровой стол

Хроники Мурмана

В течение 12 последующих лет финские геологи исходили область Петсамо вдоль и поперек

Хроники Мурмана

Что общего у Республики Крым и Печенгского района?

Хроники Мурмана

На конец 1950 года (плановый срок окончания первой очереди восстановления Мурманска) жилфонд города должен был составлять без малого полмиллиона квадратных метров. Для этого надо было восстанавливать разрушенные дома (на 49700 «квадратов») и строить новые - на 249300 квадратных метров. Ежегодно планировалось вводить в эксплуатацию по 60 тысяч «квадратов» жилья. Это на бумаге. А что на деле?

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня