22.05.2018 / Наш край

Не первый, но единственный!

В Мурманск прибыл плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов»

Фото: Лев Федосеев

- Ты у меня не первый, но единственный, - так, совсем по-женски, могла бы приветствовать «Академика Ломоносова» мировая общественность. Первым же при упоминании плавучих АЭС в памяти возникает имя американского генерал-лейтенанта Семюэля Стёрджиса. Но о нем чуть позже.

Итак, в минувшую субботу плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» пришвартовали у причала ФГУП «Атомфлот». Место своего рождения, «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге, уникальное сооружение покинуло в конце апреля. Конечная точка маршрута - город Певек на Чукотке. Туда «Ломоносов» отправится в будущем году. Мурманск для него - стоянка промежуточная. Но непременная. Здесь, в частности, предстоит его загрузка ядерным топливом.

Да будет свет! А заодно и тепло

ПЭБ «Академик Ломоносов» - первый в серии транспортабельных атомных энергоблоков малой мощности. Он представляет собой новый класс мобильных источников энергии на базе российских технологий атомного судостроения. С морской точки зрения это гладкопалубное, то есть не имеющее надстроек на палубе надводного борта, несамоходное судно. Его длина - 144, ширина - около 40 метров, водоизмещение - 21,5 тысячи тонн.

- Это очередное достижение, очередной рекорд, факт, подчеркивающий безусловное лидерство российской атомной отрасли. Мы задаем моду на востребованность атомных энергоблоков средней и малой мощности, мобильных блоков на долгие десятилетия вперед, - сказал на церемонии швартовки ПЭБ в Мурманске генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

В Певеке энергоблок будет работать в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), куда также войдет необходимая береговая инфраструктура. Особо отмечу: ПЭБ так и останется на плаву, его не будут, скажем, за счет балластировки сажать на грунт. Уточнил это лично у специалистов.

Алексей Лихачев поздравляет с прибытием в Мурманск ПЭБ «Академик Ломоносов».

ПЭБ оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С. Их главным конструктором, изготовителем и поставщиком оборудования является нижегородское предприятие «ОКБМ Африкантов». КЛТ-40 - водо-водяной ядерный реактор, работающий на диоксиде урана. Для паникеров, которые спешат запастись йодом и кричат, что, мол, сейчас реакторы на «Ломоносове» загрузят - и бог знает, что может произойти, сообщаю: сам по себе реактор отнюдь не новый, модификациями КЛТ-40 оснащены лихтеровоз «Севморпуть», а также ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Так что технологии отработаны, и никаких сюрпризов ждать не следует.

В рабочем режиме реакторы ПЭБ суммарно способны вырабатывать до 70 мегаватт электрической и 50 гигакалорий в час тепловой энергии. Чтобы было понятно: этого достаточно для обеспечения светом и теплом города с населением как минимум 100 тысяч человек.

От американского генерала к русскому академику

«Академик Ломоносов» - уникальное сооружение. Но справедливости ради нужно отметить, что первую плавучую АЭС построили США. Судно «Стёрджис», названное в честь генерал-лейтенанта Семюэля Стёрджиса, начало эксплуатироваться в 1967 году в Форт-Белвуаре (штат Виргиния). Спустя год его отбуксировали в зону Панамского канала. С 1968-го по 1976 год, пока шло развитие стационарных источников энергии для обслуживания судоходства в канале, плавучая АЭС выдавала электроэнергию для военных и гражданских потребителей.

В 1976 году было принято решение о выводе плавучей АЭС из эксплуатации. После длительного отстоя в 2015 году началась утилизация ее реакторной установки. Работы то ли завершены, то ли должны завершиться в ближайшее время. Расчетным сроком называлась середина текущего мая. В общем, «Стёрджис» умер - «Ломоносов» родился.

- Можно ли считать «Стёрджис» предшественником «Академика Ломоносова»? - этот вопрос я задал специалистам. Все в один голос ответили отрицательно. А в качестве аргумента привели следующее: «Стёрджис» был сооружен на базе типового судна «Либерти», а для нашего ПЭБ построили специальное судно. На мой же, неспециалиста взгляд, отличие невелико. Сама суть проекта - плавучая АЭС - одинакова.

Порывшись в Интернете, включая англоязычные источники, лично я склоняюсь к тому, что «Стёрджис» просто-напросто опередил свое время. При существовавшем тогда уровне развития технологий эксплуатационные расходы подобного сооружения оказались слишком высоки. Да и особого спроса на плавучие АЭС не было. Когда в зоне Панамского канала были построены береговые энергетические мощности, американские вояки с радостью отказались от «Стёрджиса». В общем, тогда игрушка оказалась слишком дорогой и никому особо не нужной. И в 1976 году американская программа строительства ПАЭС была свернута.

И инициативу в создании плавучих атомных станций перехватила Россия. Причем перехватила очень серьезно. Ресурс нашего ПЭБ составит минимум 40 лет. С частотой от 3,5 до 5 лет (в среднем - 4 года) потребуется перезарядка топливом. Но на борту, насколько я понял, будут храниться еще два его комплекта. Так что плавучий энергоблок сможет отработать автономно лет двенадцать, иначе говоря - до среднего ремонта.

Да, наш ПЭБ - это еще и плавсредство. И в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства каждые 12 лет он должен проходить так называемый средний ремонт. Где будет доковаться «Ломоносов» и кто в это время будет освещать и согревать Чукотку, пока неизвестно. Представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) попросили не забегать вперед. Это конкурсная процедура: кто предложит лучшие условия, тот и выиграет. Так что местом докования может быть выбран любой порт - от дальневосточных до Мурманска. Может, плавдок вообще подгонят в Певек. Как говорится, доживем - увидим.

Пока о другом: ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Его основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

Швартовка.

Но в перспективе возможно использование подобных мобильных АЭС и в южных широтах, например, в Африке, где есть потребность в источниках энергии, а также в пресной воде. Дело в том, что ПАТЭС может использоваться и в качестве опреснителя воды, выдавая в сутки до 240 тысяч кубометров живительной влаги. Одним из таких мест называют Острова Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде) в Западной Африке. Интерес проявляют также азиатские страны, в частности, Филиппины и Индонезия.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который покрывает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, системы безопасности плавучего энергоблока отвечают всем современным требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), обеспечивая надежную защиту персонала и окружающей среды.

Вопреки многому и несмотря ни на что

Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» началось на входящем в ОСК «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге в 2009 году. В следующем судно спустили на воду. По договору с «Росэнергоатомом» весь комплекс буксировочных и маневровых работ, связанных с перегоном плавучего энергоблока по маршруту Петербург - Мурманск - Певек, осуществляет Морская спасательная служба Росморречфлота.

- Очень скоро ПЭБ оживет, станет давать тепло и электричество. Когда этот проект начинался более десяти лет назад, мало кто в него верил. Но нам удалось это сделать вопреки многому и несмотря ни на что, - весьма эмоционально высказался президент ОСК Алексей Рахманов.

- Плавучий энергоблок - это действительно технологический прорыв, который реализован стараниями и усилиями отечественных ученых и инженеров, объединенных государственной корпорацией «Росатом». Мы видим, что российские компании способны сделать уникальный, конкурентоспособный продукт. Гордимся тем, что Мурманская область, западный форпост российской Арктики, которая долгие годы успешно развивает стратегическое сотрудничество с госкорпорацией «Росатом», сегодня принимает этот уникальный, особый для нас объект. «Академик Ломоносов» будет работать в Арктике, а ее развитие - задача на многие десятилетия. И наш родной регион - мы абсолютно уверены - сыграет особую роль в развитии российских арктических территорий, - подчеркнул заместитель губернатора Евгений Никора.

В Мурманске «Академик Ломоносов» будет дооснащен, окрашен и пройдет швартовые испытания. Затем состоится загрузка ядерного топлива в реакторные установки и их физический пуск.

В будущем году готовый к работе ПЭБ по трассе Северного морского пути доставят к месту работы в Певек, раскрепят у мола-причала и подключат к береговой инфраструктуре. После ввода в эксплуатацию, который также запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС и технологически устаревшую Чаунскую ТЭЦ и станет самой северной атомной станцией в мире.

В Певеке же сейчас завершаются масштабные строительные работы - сооружается мол-причал, возводится комплекс необходимых зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.05.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня