17.05.2018 / Наш край

Новая «Арктика» уже в Мурманске

Миниатюрная модель атомного ледокола построена в «хрущевке»

Фото: Павел Вишневский
Владимир Самохин с моделью новой «Арктики».

Эта старая, старая «Арктика»

- Думал, что уже завершил свою атомную арктическую эпопею. Но нет, она продолжается! - говорит мне судомоделист Владимир Самохин в своей мурманской квартире на улице Полярные Зори.

Приход в Мурманск новейшего атомного ледокола «Арктика» планируется только в следующем году, но на самохинской микроверфи он уже спущен со стапелей, установлен на синюю, символизирующую море подставку и даже накрыт прозрачным плексигласовым колпаком, защищающим крохотный кораблик если не от бурь, то от вездесущей квартирной пыли.

Живой-то атомоход «Арктика» в эти дни уже начал так называемые швартовые испытания в Санкт-Петербурге у причала Балтийского завода. Достраивается второе судно серии - «Сибирь», и заложено третье - «Урал».

Первые два ледокола носят названия старых атомных первопроходцев, выведенных по возрасту из действующего состава атомного ледокольного флота. Старая «Сибирь» постройки 1978 года сейчас уже практически разрезана «на иголки» на заводе «Нерпа», а вот старую «Арктику» 1975 года выпуска такая участь еще ждет. Впрочем, набирает силу и другое мнение - создать из «Арктики» судно-музей, установить его на вечную стоянку, например, в туристическом Сочи.

Заслуги той «Арктики» перед мировым судоходством неоспоримы. В августе 1977 года она стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса в свободном плавании.

Урна с прахом первого капитана «Арктики» Юрия Кучиева, по завещанию моряка, была опущена на глубину четыре километра в самой северной точке Земли еще 12 лет назад с борта однотипного атомохода «Ямал». А в августе прошедшего года в честь 40-летия того ледового похода самый современный из действующих атомный ледокол «50 лет Победы» совершил будничную поездку к Северному полюсу с представительной делегацией на борту.

Сумасшедшая достоверность

Владимир Самохин строил свою «Арктику» четыре с половиной месяца. Сотни, тысячи деталек, сделанных собственными руками, превратились в завораживающий ювелирный узор сумасшедшей деталировки! Например, вертолет Ка-32 размером с ноготь на верхней кормовой палубе модели состоит из 36 склеенных из древесины частичек.

Работает Самохин в достаточно редком в мировой практике судомоделизма масштабе 1:500. То есть новая «Арктика» длиной в оригинале 173 метра превратилась в микрокопию размером от носа до кормы 34 с половиной сантиметра.

- Лет пятнадцать назад я сделал для музея Мурманского морского пароходства модель кучиевской «Арктики» с вертолетом Ми-2 на борту. Тот вертолетик состоял из 20 деталей… - вспоминает знатный мурманский корабел.

Владимир Самохин вырос в семье мурманского моряка. И дед, и отец ходили в тралфлоте. Но маленький Володя с детства носит очки и по зрению не мог поступить в наши мореходки. Тогда, по совету отца, окончил техникум по специальности «механик холодильных установок» и до выхода на пенсию проработал в Мурманске на промышленных холодильниках. Но все свободное время отдавал своей тихой страсти - изготовлению моделей морских судов.

В пятом классе мама подарила Володе книжку «Корабли-герои». Школьник увлекся военно-морской историей, сейчас у него дома собралась целая библиотека по морской истории Второй мировой войны, включая мемуары советских и зарубежных адмиралов.

Но на рубеже кончины СССР в руки Самохина попала книга одного польского судомоделиста «Флот на ладони». По чертежу из этой книги мурманчанин и изготовил в 1993 году свою первую относительно профессиональную модель английского эсминца 1940-х годов масштаба 1:500, как и предлагал автор.

Чертежи - вот главное в работе моделиста! Спецы морских миниатюр достают их, обмениваются, ревнуют. Можно ни разу не видеть пароход в натуре, но по чертежам построить его маленькую копию. Самохин строил по чертежам даже модели военных судов, никогда не спущенных на воду. Впрочем, приход в быт Интернета с его многочисленными фотографиями всех мыслимых «плавучих средств» очень помогает в борьбе за достоверность.

А с мурманскими атомными ледоколами и того проще. Еще в те времена, когда они принадлежали Мурманскому пароходству, Самохин по разрешению руководства побывал на каждом из них и пощупал каждую мелочь на палубах своими руками. «Внутренности» пароходов судомоделистов не интересуют, им главное - внешние обводы и общая архитектура для придания полного сходства.

Архитектура вчера и завтра

Сегодня в коллекции нашего микрокорабела все без исключения атомные ледоколы нашей страны - 9 штук. Плюс первый и единственный в мире гражданский атомный лихтеровоз «Севморпуть».

- Наверное, самая крупная из твоих моделей? - спрашиваю Владимира Владимировича.

- Да нет, пожалуй. Длина «Севморпути» 260 метров, а вот авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» покрупнее - длина 305 метров. Его модель в моем масштабе превысила 60 сантиметров! - возражает наш мурманский Левша.

В самом начале третьего тысячелетия Самохин обратился от военно-морской истории к делам мирного морского атома. В 2000 году построил модель первого атомного ледокола «Ленин» и вдруг задумал воссоздать всю атомную ледовую флотилию. Так и пошел по очередности разбивания бутылок шампанского о борта новых атомных пароходов - «Арктика» (1975), «Сибирь» (1978), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Таймыр» (1989), «Вайгач» (1990), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007). И вот, наконец, новая «Арктика».

- Менялись проекты, силовые установки, но главное - менялась архитектура атомных пароходов! Слово «пароход» применительно к атомным ледоколам вполне уместно, на них тоже паровые турбины, только топятся не углем, а распадом ядерных стержней, - замечает Самохин.

Если мощность «Ленина» была 44 тысячи лошадиных сил, первой «Арктики» - 75 тысяч лошадок, то вторая «Арктика» пасет в ядерном реакторе уже 83 тысячи гнедых, вороных и каурых.

Закончив свою 125-ю модель - модель новейшей «Арктики», Владимир Самохин заложил на своей верфи следующую миниатюру. Какую?

Включив негромко записи своих любимых «Битлз» и «Лед Зеппелин» немолодой мастер сегодня потихоньку, без малейшей суеты и спешки, вручную шлифует из соснового бруска обводы старого доброго корпуса. Затем начнет выпиливать из ясеня рубку и из яблони - мачты. Затем станет нарезать из тончайшей проволоки кусочки ажурных антенн…

Снова первый атомный «Ленин». Но теперь не для музея, а для домашней коллекции.

- Почему «Ленин»?

- Архитектура у него моя любимая, старинная… На мой вкус, она поинтереснее, чем у нынешних пароходов, да и мы с ним ровесники - 1959 года выпуска.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.05.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня