26.10.2004 / Наш край

Крылатая память

Во время Второй мировой войны фашистское командование награждало своих солдат железным крестом и отпуском на родину за уничтожение... "кофемолки". Так окрестили гитлеровцы советский ночной бомбардировщик У-2, известный также как По-2, за характерный звук мотора. Этот маленький боевой самолет создал конструктор Николай Поликарпов. Наши летчики называли его "небесным тихоходом", "старшиной фронта" и даже "королем воздуха".

В день празднования 60-летия окончания Петсамо-Киркенесской военной операции состоялась торжественная демонстрация отреставрированного крылатого раритета на мурманском стадионе "Строитель". Проект был реализован под патронатом губернатора области Юрия Евдокимова.

- Останки По-2 обнаружил два года назад под Кандалакшей охотник из Зеленоборского Сергей Ларичев, - рассказал директор авиатехнического центра имени Бориса Сафонова Геннадий Чударов. - Предположительно, самолет разбился зимой 1944 года. После пожара хорошо сохранилась нижняя часть обшивки, которая в момент аварии могла находиться под снегом. Остались металлические части, то есть моторама, бензобак, кабина, стойки шасси и плоскости крыла.

Эту модель самолета стали выпускать серийно в 1928 году как учебную. Все пилоты в те времена получали первый летный опыт именно на По-2. Во время Великой Отечественной войны они использовались как легкие бомбардировщики, самолеты-разведчики, самолеты-корректировщики авиационного огня, санитарные машины. Сейчас в Москве на Поклонной горе стоит восемь таких "небесных тихоходов". Теперь и у нас есть крылатый раритет.

Кандалакшскую находку полтора года восстанавливали в Арсеньеве Приморского края силами авиационно-реставрационной группы. В марте этого года на военном аэродроме Североморск-1 состоялся пробный запуск двигателя и выезд легендарного самолета на взлетную полосу.

- Это была даже не реставрация, а скорее строительство, - подчеркнул арсеньевский авиатехник Анатолий Костюкевич. - Ведь от фюзеляжа и крыльев почти ничего не осталось. Восстанавливали по чертежам. В Тынде на авиационной технической базе нашли для По-2 раритетный двигатель. Отремонтировали. Перкаль на обшивку достали, она до сих пор используется при строительстве самолетов Ан-2.

"Небесный тихоход" может подниматься в воздух до четырех тысяч метров. А его рабочая высота - до двух тысяч метров. Двигатель работает на 76-м бензине. Накануне в Североморске По-2 поднимался в воздух.

Несмотря на снег с дождем, посмотреть на боевой "кукурузник" собралось немало мурманчан. Все так и норовили похлопать крылатую машину по зеленым бокам. Но экипаж По-2 - члены авиационно-реставрационной группы зорко следили, чтобы с самолетом ничего не случилось и приглашали ребятишек и их родителей фотографироваться. От желающих не было отбоя. Особенно повезло малышам, которых заботливо сажали на место штурмана и давали померить настоящий летный шлем с очками. Взрослые с удовольствием позировали рядом с пропеллером, а потом бежали отведать солдатской каши.

К сожалению, По-2 не поднялся пока в мурманское небо - этот вопрос должен решиться к 9 Мая. А его дальнейшая судьба скорее всего будет связана с кинематографом и авиашоу.

Ольга ФЕОФАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня