30.10.2004 / Наш край

ПРАВДА, О КОТОРОЙ МЫ НЕ ЗНАЛИ

Эта книга о войне лежит на моем столе уже несколько месяцев. Перечитываю ее, пересматриваю схемы, выделяю отдельные боевые эпизоды, о которых имею иную общепринятую информацию. Есть что сравнить, над чем задуматься. Книга называется "Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942". Автор - А. А. Сергеев, незнакомая мне фамилия.

В середине 80-х годов я пытался заниматься подобной темой. Нескольких освоенных зарубежных источников хватило на несколько статей, после чего я это дело оставил, написал книгу о советских подводниках, о чем не жалею. Оставил из-за отсутствия материала. В немецкой литературе было кое-что, кое-какие публикации, например о действиях U-601 в Карском море, но обобщающей работы по Арктике не существовало. Ее и сейчас нет у немцев! А у нас вот появилась.

Где Сергеев черпал материал, он сказал в предуведомлении: в Бундесархиве в Германии, где работал самолично, в отделении Центрального архива ВМф в Москве - на каждый эпизод в книге дается соответствующая ссылка. Часть документов автор получил от немецких ветеранов и историков, часть из Великобритании. Позавидуешь такому размаху, который в досельные времена был недоступен. Благодаря серьезному подходу к теме и книга получилась серьезной, обстоятельной и правдивой, несмотря на отдельные убийственные характеристики наших командиров, чья слабая выучка и халатность вели к неоправданной гибели людей.

Автором рассмотрены действия 50 германских подводных лодок в первые полтора военных года (надо понимать, работа продолжается) в Баренцевом и Карском морях, в горле Белого моря. Немецкие подводники противодействовали судоходству у берегов Мурмана, арктическому судоходству на маршруте Архангельск - Диксон, союзным конвоям в операционной зоне Северного флота. За это время они потопили два десятка кораблей СФ, пароходов, рыболовных траулеров и ряд союзных транспортов. С точки зрения противника - успех скромный по сравнению с Атлантикой, где некоторые командиры добились выдающихся результатов.

Для нашей стороны - это потери тяжелые, особенно людские. Например, со сторожевого корабля "Жемчуг", торпедированного лодкой U-451 10 августа 1941 года на линии дозора Святой Нос - мыс Канин, не спасся никто. Мало того, только после войны узнали, как погиб сторожевик. Подобную судьбу разделил пароход "Куйбышев", пропавший без вести в августе 1942 года в Карском море. Иногда помощь на место гибели судов приходила поздно, моряки умирали от переохлаждения.

В течение 1941 года от немецких торпед погибли посыльное судно ПС-70 (командир лейтенант Н. А. Безгинов), сторожевые корабли СКР "Жемчуг" (старший лейтенант П. Д. Долгов) и СКР-70 (лейтенант В. Ф. Бедрюков), тральщики ТЩ-34 ( старший лейтенант Г. В. Лотов) и ТЩ-44 (лейтенант С. И. Коварский), плавбаза "Мария Ульянова" (без кормовой части судно удалось спасти, но в дальнейшем не восстанавливалось), рыболовный траулер РТ-8, пароход "Аргунь".

Немецкие лодки, базируясь на Киркенес, действовали парами. Время от времени командование заменяло ту или иную лодку, на позиции постоянно находились две субмарины. Воевали они в основном в районе горла Белого моря, здесь в первое полугодие войны мы и понесли основные потери. Здесь единственный наш успех - две поврежденные лодки (U-571 и U-578). Первую глубинными бомбами повредил эсминец "Куйбышев", вторую у мыса Святой Нос таранил сторожевик "Бриз" (бывший рыболовный траулер "Спартак") под командованием старшего лейтенанта В. А. Киреева. Этот случай широко описан в советской литературе, считалось - лодка потоплена. Подробности боя с немецкой стороны Сергеевым изложены достаточно полно. Приводит он и такую подробность: "U-578 после своего крайне неудачного ноябрьского похода в Белое море совершила переход из Киркенеса в Киль, где в течение месяца проводила ремонтные работы. Тогда же на ее рубке появилась эмблема с изображением носовой части траулера, таранящего подводную лодку. Внизу было приписано: "Святой Нос 1941".

В 1942 году тактика подводной борьбы на Севере изменилась. Теперь лодки действовали группами, "волчьими стаями", и главная их цель была - союзные конвои. Автором подробно рассмотрены перипетии борьбы против них "через перископы" немецких подводных лодок; отдельная глава посвящена операции "Вундерланд" в Карском море, еще одна глава - минным постановкам.

А что же Северный флот? Если в 1941 году он мог противопоставить врагу слабую ПЛО, корабли без приборов обнаружения, необученные экипажи, несогласованность отдельных служб, то сейчас, приобретя некоторый опыт и мощного союзника в лице англичан, решал вопросы местного мореплавания с меньшими потерями от торпед.

Однако основная борьба была еще впереди, немцы усиливали натиск, в течение года на полярные трассы выходила 31 лодка, и их число на севере все увеличивалось.

В книге рассказывается о двух атаках, в которых немцы не успели прочитать названия судов, ибо тонули моментально вместе с экипажами; одно - в районе Канина, другое - у Териберского мыса. Сергеев справедливо считает, что это могли быть пропавшие без вести рыболовные траулеры РТ-8 и РТ-19. В свое время я писал об этих мурманских траулерах, ссылаясь на немецкого историка Ровера, называл причину и дату их гибели. Теперь мы знаем подробности, и можно поставить точку в выяснении их судьбы.

Все ли хорошо в книге? Да, есть замечания. Если печатать списки экипажей, то все, на все погибшие суда, а не выборочно, как делает Сергеев.

Но главный недостаток вижу вот в чем. Автор ироничен в отношении наших летчиков, моряков, офицеров штаба СФ при описании тех или иных неудач. Надо ли это? Мало того, подчас описывает подробности, не украшающие командиров, например, спешное бегство офицеров с тонущей плавбазы "Мария Ульянова", которая в итоге не утонула. Эти подробности были бы уместны в специальной статье, а здесь излишни.

Владимир Сорокажердьев

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,615975,535878,654873,5746
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня