13.01.2005 / Наш край

И НИЧЕГО ЗДЕСЬ СЛОЖНОГО НЕТ!

- Как вы не можете понять! - буквально взорвался папа Валеры. - Ведь мы живем в другое время! Наши дети живут и будут жить в мире сложной техники. И знания им нужны другие!

Этот разговор с родителями второклассников мончегорской школы № 12, где ребята обучаются по системе Эльконина - Давыдова, состоялся на так называемом родительском всеобуче, на котором обсуждаются озаботившие взрослых темы. На этот раз головы пап и мам были забиты различными системами счисления, которые проходят их чада.

- Зачем они нужны? - попробовала облегчить жизнь второклашек Дашина мама. - Зачем загружать детей? Мы же учились раньше и не знали никаких систем!

Вот тут-то Валерин папа не выдержал. И давай эмоционально выкладывать о пользе знания и двоичной системы, и пятеричной... Масла в огонь подлила учительница Нина Игнатьевна - как бы между прочим сообщила, что ее ученики сейчас проходят шестидесятиричную систему счисления в измерении времени.

- И ничего здесь сложного нет! - поспешил на выручку Нине Игнатьевне папа Валеры. - Необходимо только понять принцип.

И, взяв в руки мел, он стал объяснять родителям закономерность системы счисления и ее графическое моделирование.

- В нашей школе, - рассказывает заместитель директора Ольга Кудинова, - мы стремимся как можно раньше привить ребенку навык самостоятельного принятия решения. Чему как раз и способствует развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова. С ее помощью у детей формируется теоретическое мышление. С точки зрения психологии, это способность понимать суть явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с ней. Не нужно думать, что эта способность присуща только ученым, занимающимся фундаментальной наукой. Мыслить теоретически нам приходится, когда невозможно действовать по правилам, когда старый опыт оказывается бессилен.

Мы беседовали с Ольгой Николаевной во время областного семинара по развивающему обучению, где она делилась с коллегами опытом. Вообще система Эльконина - Давыдова в начальной школе нашего региона довольно широко распространена. В 12-й мончегорской пошли дальше. Впрочем, обо всем по порядку.

- Практическое мышление, теоретическое мышление... А интересно ли это детям? - спрашиваю у Ольги Кудиновой.

- При правильной организации обучения интересно. Ведь ребята чувствуют, когда занимаются серьезным делом. Я часто бываю на уроках разных учителей и в нашей, и в других школах. И вижу, как дети порой равнодушно смотрят на старания педагога, который пытается заинтересовать их той или иной темой. Но как только начинается настоящая работа с такими вроде бы обычными записанными мелом на доске формулами, ученики преображаются. Наверное, это связано с предчувствием открытия. Открытия сути окружающего мира. Кстати, такой высокий полет в постижении сути явлений бывает и на обычных уроках, но, как правило, это происходит случайно. В системе Эльконина - Давыдова предпринята попытка сделать эти открытия закономерными событиями в жизни школьника.

- Но эта система разработана лишь для начальной школы. Что дальше? Не захлопнется ли приоткрывшаяся перед ребенком дверка в такое революционное постижение мира, когда он перейдет на обучение по обычным школьным программам?

- В 2000 году международная ассоциация "Развивающее обучение", членами которой являются педагоги нашей школы, начала опытно-экспериментальную работу по созданию целостности образовательной системы Эльконина - Давыдова. В настоящее время реализуется проект "Подростковая школа" - создаются программы, учебники и методические пособия по основным предметам. Наша школа является одной из федеральных экспериментальных площадок, на которых разрабатывается и проходит проверку эта система. Это очень высокий статус. В нашем крае его недавно получила школа № 8 в Ковдоре. У нее свои задачи. Мы же проверяем на себе новое содержание и новые технологии по физике, алгебре, математике, биологии, русскому языку. Результаты отправляем авторам в Москву. Руководит всей работой профессор доктор психологических наук Эльконин... Мы думаем уже об индивидуальных учебных планах. Для этого имеются предпосылки. Есть опыт организации обучения старшеклассников по сессионно-зачетной системе, работает школьное научное общество старшеклассников "Элита".

- И какие результаты от нововведений?

- В прошлом году мы выпустили первый одиннадцатый класс, который учился по системе Эльконина - Давыдова. Ребята успешно выдержали все экзамены, в том числе ЕГЭ по математике (78 процентов учащихся сдали его без троек), и сегодня большинство из них - студенты вузов. А в этом году 85 процентов девятиклассников, обучающихся по экспериментальной программе, сдали письменный экзамен по алгебре на 4 и 5.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.01.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня