01.02.2005 / Наш край

СЕМЬ МИНУТ И СЕМЬ ЧАСОВ

Второй день неимоверной силы пурга свирепствует над Мончегорском. Такой силы ветра (30-40 м/сек) со снегом на помнят даже старожилы, хотя столбик термометра колеблется от-6 до -8 градусов. В 11 утра, в воскресенье, в Мончегорске уже работал штаб по обеспечению жизнедеятельности города. Все коммунальные службы, спасатели и автопредприятия вышли на круглосуточное дежурство.

Однако утром в воскресенье многие мончегорцы даже не подозревали, что буря затянется надолго и отправились по своим делам.

30 января в 10 часов 36 минут мы выехали из Мончегорска в Оленегорск, чтобы проводить приезжавшего на каникулы сына-студента на поезд. Ветер посвистывал, дорогу переметало, но за долгие годы жизни на севере мы уже привыкли к таким сюрпризам погоды. До Ленинградской трассы от железнодорожного моста добирались в сплошном "молоке" минут 15. Там пристроились за "Тойотой" и со скоростью не больше 30км в час ехали до 16-го км. "Мончегорская аэродинамическая труба", как называют это место водители, закончилась даже раньше. Небо прояснилось, снежных переметов не было до Оленегорска. К поезду успели, а буквально через 20 минут уже возвращались, подъезжали к отворотке на Мончегорск. Сплошная белая пелена заставила пристроиться за фурой. Но уже на расстоянии 7-10 метров ее сигнальных огней не было видно. Решили не рисковать и ехать за ней до стелы и центрального въезда в город. За нами пристроился, как выяснилось потом, довольно длинный хвост легковушек. От поста ГАИ удалось проехать метров 500-700 почти на ощупь. Дальше дорога была переметана так, что фура остановилась. Мы-тоже. Шустрые газели и иномарки выстроились и справа, и слева. Торопились домой. Последним транспортом с юга был встречный автобус. Дорогу заметало в считанные секунды, видимость была почти нулевой. Ждать у моря погоды было рискованно.

Но созданная водителями пробка оказалась роковой. Все попытки мужчин ехать вперед или двинуться назад оказались безуспешны. За полчаса двигатели большинства машин были заметены снегом. Стекла обледенели. Отдельные смельчаки пытались идти пешком. Через 30 секунд обмерзали руки и лицо покрывал ледяной панцирь Одежда хрустела, как яичная скорлупа... Возвращались назад. Общими усилиями стали сталкивать машины на обочину, их тут же заметало по стекла, пассажиры спасались, кто как мог. Прошел грейдер с юга. Кто не заглох, попытался уехать в Оленегорск. Нас подобрал больше всех ругавшийся водитель и в своем микроавтобусе довез до поста ГАИ. Оказалось, он ехал из Гаджиево за детьми- спортсменами в Апатиты. Но в районе Мончегорска вынужден был повернуть назад.

На отворотке в город скопилось с десяток машин. С мигалками, на наше счастье. появилась служба ДПС, в ней мы немного оттаяли и отогрелись. Рация работала: постоянно сообщалась обстановка в городе.

- 612-й, ответьте Чегему! Где вы? Доложите обстановку!

-Чегем, 612-й-на связи! Мы на 29-м километре. Дорогу чистят. Обстановка не улучшилась.

Инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД -два Александра Сапов и Амбулов -то и дело выскакивали на дорогу, стараясь хотя бы по одной пропускать машины в город. Иногда это удавалось. Но-дорогу тут же заносило, и проехав вперед несколько метров, мы вновь различали в снегу те же машины. Снегоуборочная техника проходила несколько раз, но - тщетно. Метель "работала" быстрее, особенно в низинах. К 16 часам заглох мотор и у стражей порядка на дорогах. К тому же замигала сигнальная лампочка-на исходе был бензин. Оставалось слушать сводку по городу. Из нее выяснилось, что люди на комбинате остались работать на вторую смену. Из города смог пробраться с рабочими только один автобус и то через Верхний Нюд в сопровождении трактора.

Между ГРП и 12-й столовой машину занесло по самую крышу. Блокированы дороги на 25-й и 27-й километры. Снегоуборочная техника чистит центральный въезд в город и по одной-две легковушки проезжают в Мончегорск.

-612-й, помощь идет!-через некоторое время получили долгожданный сигнал.-306-й идет за вами с Ленинградской набережной.

Через час примерно разрядившийся аккумулятор машины ДПС слегка восстановился. Дал толчок стартеру и машина завелась.

В это время еще раз прошел навстречу мощный грейдер, и наша машина, "нащупав" колесами левую сторону дороги по встречной полосе рванула в город. Притормозили у нефтебазы около 18 часов, нас пересадили в машину ППС, подобрали еще двух женщин, похожих на снеговиков. Как оказалось, они в три часа вышли с работы с 27км и добирались до города пешком. Милиционеры ППС Р.С.Червонцев и Р.Ю.Политыкин развезли нас по домам. И только отогревшись и пообедав, мы стали анализировать ситуацию, в какой оказались в этот день.Путь с ленинградской трассы до центральной площади, который обычно легковушка проскакивает за 5-7 минут, оказался для нас длиною в семь часов.

Утром в понедельник я позвонила в пресс-службу городской администрации. Там мне сообщили, что главным было и остается - обеспечение смены работников Кольской ГМК и перекрытие движения частного транспорта на комбинат. На остановке "улица Царевского" и в воскресенье, и в понедельник автобусы колонной идут на комбинат за тяжелой снегоочистительной техникой. Второй важной задачей было -перекрыть федеральную трассу Санкт-Петербург-. Мурманск. Здесь, на двух въездах в Мончегорск в снежном плену оказалось около множество машин. Спасатели Мончегорска пробились к ним на тяжелой технике и вывезли в город более 100 пассажиров, в том числе, женщин и детей и 38 детей-спорсменов из Североморска. Все расселены в общежитии "Маяк", на базе отдыха и в гостинице. Занятия в школах отменены. Городская больница работает в экономном режиме.Дороги чистятся круглосуточно. Бесперебойно подаются в дома свет, вода, тепло.

Самоотверженные действия людей в экстремальной ситуации оценишь только тогда, когда сам в нее попадешь. Сейчас я думаю, а что было бы, если бы водитель автобуса из Гаджиево нас не подобрал? А 612-й остался дежурить не на 29-м км, а чуть севернее? Наверное, для всех служб города, а особенно для милиционеров это была трудная смена. Действительно, проверка на прочность в экстремальной ситуации. Но только благодаря им, их усилиям по спасению людей, которые без преувеличения можно назвать подвигом, не было жертв и после 7-ми часового снежного плена были свет, тепло, горячая вода и еда. Первыми их спасенных была семья с 4-месячным ребенком, машину которой практически занесло снегом . Думаю, что еще сотни людей благодарны им за спасение.

Когда верстался номер, я позвонила по "02". Дежурный мне ответил, что работа по спасению людей идет вовсю, а на ленинградской трассе только на подъезде к Мончегорску стоят в снежном плену еще 350 машин.

Людмила Карху, г.Мончегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.02.2005

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня