09.02.2005 / Наш край

СААМСКИЕ ПЕСНИ С ГОРЧИНКОЙ ОТ ЖИЗНИ

Новорожденное зимнее солнце, еще несмелое в городе, вовсю сияло в тундре. Село Ловозеро готовилось отмечать национальный праздник - Международный день саамов. Торжества в области проводились поэтапно, так что многие жители Кольского полуострова смогли прикоснуться к самобытной культуре древнего народа, на земле которого мы живем. 4 и 5 февраля в Ловозере состоялась интеллектуальная часть праздника - семинар-практикум по теме "Роль руководителя в воспитании детей на традициях коренных народов Севера". Его инициаторами и вдохновителями стали Мурманский областной центр творчества и досуга совместно с отделом культуры администрации Ловозерского района.

Среди участников встречи помимо хозяев были работники культуры, педагоги, исследователи саамской культуры из Мурманска, Оленегорска и Петрозаводска. К сожалению, финансовые трудности не позволили приехать в Ловозеро многим желающим. А семинар, даже по придирчивой оценке интеллигенции старшего поколения, получился глубоким и духовно богатым. Стоит ли говорить, какие впечатления остались у молодых педагогов и хореографов, лишь недавно ступивших на профессиональную стезю. Кстати, сухая формулировка названия семинара не исказила его сути, показавшей, насколько самобытные и увлеченные люди занимаются возрождением традиций предков, языка саамов, их песен, обрядов и ремесел.

Мы услышали рассказы о времени и о себе, о творческих находках и потерях, человеческих судьбах. Рассказчиками были автор саамского букваря Александра Антонова, основательница фольклорного ансамбля "Ойяр" Екатерина Коркина, нынешний художественный руководитель этого коллектива Мария Медведева, создательница "веточки" ансамбля "Ойяр" - коллектива "Воафсхэсс" - Эмилия Добрынина, руководитель ансамбля песни и танца "Луявьр" Валентин Гуринов, другие творческие работники района. Мы увидели, как под удары шаманского бубна проходил в старину обряд исцеления больного, как на погостах встречали мужчин с охоты на медведя. Все это показали гостям участники фольклорно-этнографического ансамбля "Танцующие саами". Мы любовались красивыми вещами мастерицы-рукодельницы Марии Хващенок, а хореографы даже разучили саамскую кадриль.

...Сегодня среднее поколение ловозерцев уже не знает родного языка, потихоньку уходят его носители - бабушки, дедушки. 73-летняя Александра Антонова, та самая, которая записала саамские слова на бумагу, вспоминает, что в годы ее учительства половина детей в классе родной язык еще знала. Однако ребята стеснялись говорить на нем, налицо было отчуждение от собственной культуры, своего народа. Упаси бог, выйти на люди в малице, засмеют. Саамское платье, красивую расшитую бисером шапочку шамшуру да легкие каньги из замши можно было увидеть разве что в бабушкином сундуке.

На территории СССР насчитывалось 26 "малых" народов общей численностью около 170 тысяч человек, небольшая их часть - саамы и коми - издревле обитала в нашем Кольском регионе. Глубокие шрамы на судьбе малых народов Севера оставили 30-50-е годы, когда саамы, коми стремительно теряли свою самобытность - позже эти явления признают "перегибами" и "искривлениями" в национальной политике страны.

А тогда было безвозвратно утеряно многое из обрядов, преданий и верований людей тундры. Но что-то удалось сохранить - несомненно, в этом и заслуга преданных своему делу людей, хранителей и собирателей крупинок всего саамского, будь то язык или рукоделие. Таких, как Александра Антонова, которая, не поддаваясь годам, и поныне ведет активную просветительскую работу, переводит на саамский статьи и сказки, исследует кильдинский диалект и очень сожалеет, что пока не удается побороть проблемы, связанные с полновесным изучением языка детьми и взрослыми, - нет преподавателей, практически отсутствуют учебники. "У меня большие надежды на будущее поколение, - призналась Антонова. - Не может быть, чтобы никто из потомков не заинтересовался своим языком, своей родной речью, поэтому я и продолжаю работать".

В какой-то мере интерес возрождается. Это подтвердила Мария Медведева, художественный руководитель фольклорного коллектива "Ойяр": "Дети зачарованно слушают саамскую речь, им интересно все, что связано со стариной, и традиции предков они хотят знать. Вот, к примеру, разучиваем обрядовый танец, дети говорят - трудно играть его с такой позицией рук и ног, зачем это? Я повела их в лес: пройдите по сугробам и прислушайтесь к своему телу, что оно вам подскажет? Верно, именно то положение, которое у нас в танце. Потому что саамские обрядовые танцы взяты из самой жизни".

Или другой парадокс, над которым ломает головы ученый люд, исследующий музыкальную культуру саамов: ну откуда такая тональность песен, невозможно воспроизвести все эти скачки голосовых вибраций. Одна ловозерская бабушка, Павла Ивановна Конькова, солистка "Луявьра", разрешила загадку просто: говорит, а вы сядьте в сани да проедьте по тундре с краю на край, дорог-то там столбовых нет, все по кочкам да по первопутку. Потому и песни оленевода звучат так непривычно для "оседлого уха".

Кстати, песни саамские в основном очень грустные, с горчинкой от тягот жизни. В практической части семинара спрашиваем бабушек, о чем была песня, которую они пели? "Забрали мужа на войну, а я осталась одна, работы много, пасу оленей, и только тундра видит мои слезы" - такие вот песни, такая доля выпала этим женщинам.

Саамские лаавлы, те самые песни людей тундры, по-научному называются музыкальной этнографией. В семинаре принимала участие гостья из Карелии Галина Карпова, выпускница отделения финноугорской музыки государственной консерватории Петрозаводска, ныне аспирантка Санкт-Петербургского Российского института истории искусств. Галину Михайловну хорошо знают в Ловозере, ведь впервые она приехала сюда еще в составе студенческой фольклорно-этнографической экспедиции.

Возрождению национальной культуры коренных жителей Луявра способствовала и поныне способствует финансовая помощь побратимов из Финляндии, Норвегии и Швеции. Например, как рассказала начальник районного отдела культуры Нина Бекетова, только ремонт и реставрация здания Национального культурного центра в Ловозере обошлись в 12 миллионов рублей. Понятно, что дотационному району с проблемной экономикой в одиночку их было бы не осилить.

Скандинавские братья по крови привнесли в Ловозерье и этот красивый праздник - Международный день саамов, который отмечается с 1917 года. Начавшийся год сулит немало юбилеев в культурной жизни Ловозера - 10-летие Национального культурного центра, 20-летие фольклорного ансамбля "Ойяр". Ну а совсем скоро, в апреле, в Оленегорске пройдет 10-й саамский фестиваль. Неплохо начинается Год коренных народов Баренц-региона.

Татьяна ПОПОВИЧ

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.02.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня