11.03.2005 / Наш край

ПРОБЛЕМУ ВИДНО ИЗ КАЖДОГО ОКНА

"Это новый автопарк?" - так и хочется спросить, когда заглянешь во двор дома № 13 на улице Егорова и кафе "Мама миа". До ста машин припарковывается на этой небольшой территории, впрочем, не только здесь. А что творится около больниц, рынков...

То же самое и в моем дворе на улице Самойловой, 1. Весной в лужах сверкает радуга от бензиновых масел, воздух насыщен выхлопными газами - потому форточки захлопнуты наглухо. Сосуды наши забиты, как водопроводные трубы в старых "хрущевках"... А ведь по соседству расположился детский сад, стиснутый со всех сторон железными монстрами. Как дышится в нем малышам?

Есть опасения взлететь на воздух у жильцов дома № 23 на улице Буркова: водители паркуют машины прямо у газовых установок. Совсем еще недавно дом № 4 на улице Сомова утопал в зелени. С чьей-то "легкой" руки заборы снесли, и автолюбители, не церемонясь, ставят "тачки" на газоны. На замечания отвечают грубо: "Кто такая? Катись отсюда, а то ноги переломаю". Более вежливые водители объясняют, что так им машину видно из окна".

Это строчки из письма мурманчанки Ольги Ивановой, постоянной читательницы "Вестника". Прочитав его, я обратилась сначала в областное управление ГИБДД - кому как не этому ведомству наводить порядок с автотранспортом во дворах и на улицах наших городов!

Инспектор Сергей Корчак начал разговор с цифр:

- Сегодня в Мурманской области зарегистрировано около 169 тысяч машин, то есть почти каждый четвертый взрослый житель является обладателем транспортного средства. Ни в одном законе не сказано о том, что запрещено оставлять автомобили во дворах. Исключение - грузовые машины. Однако существуют определенные правила стоянки, которые обязаны соблюдать все: воспрещается оставлять транспорт на газонах, детских игровых площадках, тротуарах, в местах, затрудняющих подъезд к газовым емкостям, трансформаторным подстанциям. Все эти нарушения влекут административные санкции. Стоящие машины также не должны создавать помехи для движения другого транспорта, причинять неудобства пешеходам.

Если водитель, к примеру, "Жигуленка" за нарушение правил парковки будет пойман с поличным, то ему придется раскошелиться на сумму от 200 до 500 рублей, пояснил мой собеседник. Но тут же отметил, что отследить нарушителя порой непросто: кто-то пользуется авто по доверенности, пока настоящий владелец, допустим, находится в море. Бывает, у машины нет даже номеров.

- А почему такое случается?

- Когда водитель в положенное время не проходит техосмотр, инспекторы дорожно-патрульной службы могут снять номер, - объясняет Сергей Корчак. - Но штраф за езду без них составит всего 50 рублей. Нарушителю легче ездить без номеров, чем оплатить техосмотр. Безобразие это происходит оттого, что узаконены чересчур лояльные санкции, - считает Сергей Михайлович.

Дважды в неделю, по словам инспектора, проводится "ревизия" дворов. Административным кодексом предусмотрена эвакуация брошенных в ненадлежащем месте автомобилей на стоянки. Вот это уже может влететь владельцу в копеечку. Эвакуация обойдется в 1200 рублей, а содержание авто на стоянке - по 15 рублей в час (правда, первые три часа бесплатно).

- Хорошо, если бы подобные машины эвакуировали в особое место, ведь среди них немало "ржавых корыт", требующих утилизации, - считает Сергей Корчак. - А так на стоянке они занимают чье-то место - за ними часто и не приходят. Всего же в Мурманске шесть парковок. Конечно, их недостаточно, к тому же зачастую они расположены далеко от дома.

И в самом деле, кому охота спозаранку ехать за автомобилем на троллейбусе, а потом еще время терять, разогревая машину? Немного желающих и возвращаться поздним вечером со стоянки на такси. Потому и мозолят глаза автомобили под нашими окнами.

- Где же выход? - спросила я Розу Гарайшину, начальника архитектурно-проектировочного отдела администрации Мурманска.

- Действительно, - подтвердила она, - недопустимо, чтобы машины стояли ближе 10 метров от дома, и то если паркуется до десяти автомобилей. А если их больше, то и расстояние увеличивается до 15-25 метров... Мурманску нужны подземные парковки и многоэтажные гаражи. Было бы очень хорошо, если бы город предоставлял под них место, а предприниматель помимо подземной автостоянки, сверху, к примеру, возводил детскую или спортивную площадку.

"Хорошо бы! Только кто за это возьмется и когда?" - подумала я. Но есть же в городе службы, заинтересованные в том, чтобы воздух в столице Заполярья стал чище и мурманчане не задыхались от выхлопных газов. Что думают они?

Рассказывает Ольга Кожина, заведующая коммунальным отделением областного центра Госсанэпиднадзора:

- Загрязнение атмосферы воздуха в нашем городе более чем на 70 процентов обусловлено выбросами автотранспорта. Посты гидрометеослужбы три раза в день берут пробу воздуха во всех округах. Раз в месяц по Мурманску курсирует наша выездная лаборатория, которая в местах наибольшего скопления автотранспорта проводит замеры. В 2004 году из 33 сделанных проб 18 показали превышение предельно допустимой концентрации.

Как пояснила Ольга Михайловна, ежегодно они предлагают городской администрации начать строительство объездных дорог, а автоколонне № 1118 перевести машины с бензина на газ. Но каждый раз им дают понять, что это слишком дорогое удовольствие.

Для справки. За прошлый год в Мурманске выписано 1997 предписаний владельцам транспортных средств за нарушение правил стоянки во дворовых территориях. Составлено 978 протоколов, в том числе за парковку в неположенных местах. 735 автомобилей были эвакуированы, поскольку создавали помеху для других транспортных средств.

И что толку? Количество частных машин в городе растет, ими забиты дворы, улицы, и даже по тротуарам стало небезопасно ходить. Кто в состоянии навести порядок? Может, нам самим надо поактивнее ставить эти вопросы перед властями, депутатами?

Между прочим, в ведомствах, где довелось побывать, мне говорили: жалоб на неправильные парковки мало, поэтому стоит ли шум поднимать - у людей и так проблем море...

Только не ради "шума" занялась газета этим вопросом. Возможно, жалоб, высказанных публично, посланных в инстанции, действительно немного. Только вот повод ли это для спокойствия? Да, в большинстве своем мы притерпелись к тому, что хозяевами во дворах стали автомобили. Принюхались к запаху гари - уже не всякий горожанин и знает, что такое чистый воздух. А проблема меж тем растет, точно на дрожжах. Ее видно из каждого окна.

Конечно, проблема эта из числа тех, которые не решаются ни за день, ни за год. Мурманск рос, как обычный советский город, большинству жителей которого надлежало пользоваться общественным транспортом. Планировщики, архитекторы минувших десятилетий не могли предугадать перемен, которые произойдут в конце двадцатого века, чтобы загодя прокладывать широкие, на вырост, проспекты, объездные магистрали, строить жилые дома с подземными гаражами.

Но мы-то уже знаем об этих переменах. Мы-то ощущаем перспективу: количество автотранспорта растет не по дням, а по часам. Неужели стоит доводить дело до автоматов по продаже чистого воздуха, какие лет тридцать назад устанавливались, к примеру, в Токио?

Все знаем, все видим, но пока не слышно даже делового обсуждения ситуации с участием общественности, не говоря уже о шагах для ее изменения. Наоборот, года полтора назад вдруг была явлена идея соорудить в самом центре города так называемый гипермаркет - многофункциональное торговое заведение. В такие комплексы, как известно, люди приезжают целыми семьями на машинах - сделать запасы и заодно провести время. То-то был бы мощный магнит для автомобилей...

В общем, "шуметь" - дело пустое. А вот начать искать способы, как ужиться в городе человеку и автомобилю, давно пора.

Анна СОЛОВЬЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.03.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,330975,584177,686373,6486
Афиша недели (16+)
Как появляются звезды вживую
Гороскоп на сегодня