31.05.2005 / Наш край

ПРИКАЗАНО ВОССТАТЬ ИЗ ПЕПЛА!

После окончания Великой Отечественной войны главной целью для нашей страны было восстановление народного хозяйства. Мурманск при этом оказался на особом положении: согласно решению Совета народных комиссаров столицу Заполярья включили в число пятнадцати городов РСФСР, помощь которым была признана первоочередной задачей. Основным объектом, что должен был в кратчайшие сроки "восстать из пепла", являлся Мурманский порт, поскольку его бесперебойная работа оставалась для Советского Союза не менее важной, чем в военные годы. И восстановление началось.

ПОДВИГИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

А восстанавливать пришлось многое. Колоссальным был урон, нанесенный фашистской авиацией порту и всему городу. Все причалы повреждены, практические не осталось ни одного целого склада, разрушены система водопровода и линии электроснабжения.

Приказ № 7 Наркомморфлота "О неотложных мероприятиях по обеспечению портов рабочей силой и созданию постоянных кадров портовых рабочих" дал результаты. Уже весной 1946 года Мурманский порт завербовал свыше полутысячи человек. Среди "новобранцев" оказалось немало женщин. Женские бригады грузчиков направлялись в основном на неквалифицированные работы.

В то время через порт шли импортные грузы для грандиозной "народной стройки" - газопровода Москва - Саратов. На предприятии был установлен рекорд переработки груза в четвертой пятилетке. Бригада под руководством начальника плановой группы Н. П. Авдонькина выполнила за смену 421 процент нормы. Этот результат впоследствии так и остался непревзойденным.

Однако восстановление порта требовало дотаций. Кроме того, механизация труда оставалась низкой. По воспоминаниям ветеранов порта, многие грузы приходилось переносить вручную или перевозить на одноколесных тачках. Апатитовый концентрат перекидывали лопатами, что было крайне тяжело и небезопасно для здоровья. Существовали проблемы и с организацией труда.

В 1947-48 годах руководство порта осуществило ряд мероприятий по повышению производительности труда, сокращению издержек и увеличению доходов. В успехе начинаний немалую роль сыграл начальник порта Василий Косяков, возглавлявший предприятие с 1947 по 1961 год. Первым делом стали укреплять бригады грузчиков, началось движение за экономию рабочего времени. В 1949 году порт впервые добился рентабельности, получив прибыль в 1 миллион 119 тысяч рублей. Также впервые все до одной бригады выполнили план. Толчок этому дало организованное парткомом соревнование за звание бригад отличного качества. Задумка была вполне в духе времени: в стране начиналась эпоха всеобщей борьбы за результаты труда.

СТАХАНОВЫ МУРМАНА

Первыми "трудовыми соперниками" мурманских портовиков в 1950 году стали стахановки московской обувной фабрики "Парижская коммуна". Параллельно рабочие порта включились во Всесоюзное социалистическое соревнование и вскоре стали его победителями, получив премию Министерства морского флота и ЦК профсоюза. Состязаться с мурманскими портовиками было непросто: к октябрю порт уже выполнил годовой план, а по итогам года его сверхплановая прибыль составила 3 миллиона 600 тысяч рублей.

В 1952 году соревнованием было охвачено свыше 1600 человек, среди которых 219 имели звание стахановцев, 235 - ударников. В это же время развернулось крупномасштабное строительство и техническое перевооружение порта.

В первую очередь требовалось восстановить и реконструировать сооружения, которые изрядно пострадали от войны и времени. Задача осложнялась тем, что многие чертежи по разным обстоятельствам не сохранились. Однако порт своими силами, за счет ассигнований на капитальный ремонт, смог реконструировать ряд причалов, на которых установили портальные краны, подвели новые автомобильные и железнодорожные пути.

1953-й стал годом начала одной из крупнейших строек в порту: здесь приступили к возведению комплекса по перевалке апатитового концентрата, одной из основных, наряду с лесом, статей экспорта. Через три года комплекс был успешно введен в строй, впоследствии постоянно обновлялся. Он позволил почти полностью механизировать грузообработку апатитового концентрата. А спустя еще три года в порт начал поступать новый экспортный груз - железорудный концентрат Оленегорского и Ковдорского ГОКов.

Свежемороженая рыбопродукция стала еще одним грузом, освоенным портом в 50-е годы прошлого века. Привозили ее рефрижераторные суда: торговый порт, в отличие от рыбного, обладал глубоководными причалами, к которым могли подходить крупные суда с большой осадкой.

Все эти успехи достигались благодаря совместным усилиям руководства и рядовых рабочих, а также благодаря успешным рационализаторским решениям специалистов порта. Результаты не остались не замеченными правительством страны: только за первое полугодие 1956 года Мурманский торговый порт дважды становился обладателем переходящего Красного знамени Совета министров СССР!

ДОМ - "ЛЕНИНУ", ЖИЛЬЕ - РАБОЧИМ

Не будет преувеличением сказать, что Мурманский морской торговый порт стал одним из предприятий, распахнувших перед страной ворота не только в Арктику, но и в Антарктику. Он и поныне является главным узлом важнейшей российской магистрали - Северного морского пути.

В 1959-60-х годах здесь произошло сразу два знаковых события.

20 апреля 1959 года из четвертой антарктической экспедиции вернулся легендарный дизель-теплоход "Обь", возивший грузы для советских полярников. 6 мая 1960 года атомный ледокол "Ленин" вошел в порт, который и стал его первым "домом". Вслед за ним у нас прописались дизельные ледоколы - новый "Москва" и модернизированный "Красин", которые отправлялись на борьбу со льдами Арктики именно от причалов Мурманского порта.

Этот период ознаменовался и существенными изменениями в жизни коллектива порта, чему способствовали вводимые технические новшества и проводимая руководством социальная политика. 1 августа 1960 года предприятие перешло на семичасовой рабочий день. Одновременно начались аттестация, переаттестация и повышение квалификации портовиков.

Был сделан шаг и к улучшению бытовых условий. В том же году работникам порта предоставили благоустроенные квартиры общей площадью 4460 квадратных метров и общежитие на 500 человек. Дома-вагоны ликвидировали. Хотя о полном решении жилищной проблемы говорить было рано, но начало было положено. Появился дополнительный стимул к ударной работе для многочисленного коллектива порта - коллектива, который вывел предприятие в число крупнейших и важнейших в стране...

Илья ЛЕОНИДОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.05.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня