11.06.2005 / Наш край

КОЛЬСКИЙ КРАЙ - НА МИНИ-ДИСКЕ

- В газете, в "Североморской правде", я оказался случайно. После армии хотел поступать в Институт культуры имени Крупской на отделение кинофотоискусства, но опоздал: набор уже закончили. Так вот шел по улице мимо редакции, и - зашел. С глупым вопросом - не требуются ли фотокорреспонденты. Оказалось, требуются.

Вот так начиналось все для человека, который снимал потом Владимира Путина и патриарха Алексия II, Бориса Ельцина и королей Норвегии и Швеции, Лучано Паваротти и Дэвида Копперфильда. Тот двадцатилетний юноша, что случайно зашел в редакцию районной газеты, - Лев Федосеев, ныне признанный мастер, многолетний фотожурналист "Мурманского вестника", а с недавних пор и ИТАР-ТАСС. На днях увидит свет его мультимедийный фотоальбом "330 фотографий о Русском Севере".

Фотоаппарат он впервые взял в руки еще в детстве, в фотостудии "Ваенга", и не думая, что это когда-то станет его профессией, делом на всю жизнь.

- Первые три года были очень тяжелые. Мальчишка же был. Опыта никакого - ни фотографического, ни газетного, ни жизненного, - с улыбкой вспоминает Лев. - Авантюра ж полная. Полная! Ой, тяжко было. А фотодело тогдашнее - это химия, материалы еще те, советские. Высокая печать... Иной раз видишь на улице человека, которого снимал и фото уже опубликовано, так на другую сторону переходишь. На снимке в газете человек порой менялся до неузнаваемости.

По словам Льва, очень помогли ему в те годы фотографы флотской газеты "На страже Заполярья" Андрей Кузнецов и Сергей Бондаренко:

- Особенно Кузнецов, конечно, - он стал мне и другом, и учителем. Вообще, "Стража" ведь тогда, на рубеже восьмидесятых-девяностых, была очень мощная газета. Среди пишущих - сплошь писатели: Крейн, Гулидов, журналисты опытнейшие - Евгений Яловенко, к примеру. И Андрей был профессионал высокой марки, талантище. Он очень много мне дал. Сейчас в Питере - полиграфией занимается. А второй фотомастер "Стражи" - Сергей Бондаренко, кстати, ныне личный фотограф президента Назарбаева.

Спрашиваю, а что самое сложное в этой профессии? Федосеев смеется, объясняет, что сложности - только технического характера: куда-то не пускают, или аппаратура не позволяет что-то сделать так, как хочешь и как надо. А так - никаких проблем, главное, чтоб тебе самому было интересно.

- А неинтересных людей нет, - считает мастер. - Каждый по-своему интересен. Любой типаж, любой, извините, бомж.

А вот личные качества - те, которыми щедро наделен Федосеев: общительность, добрый нрав - наверняка ведь помогают в работе?

- Как, шутя, говорил мне когда-то Яловенко: "Ты вообще можешь быть немым." Мол, твое дело - снимать. Но это, конечно, неправильно, нужно уметь завязывать отношения с людьми, располагать их к себе.

За пятнадцать лет работы Федосеевым сделаны тысячи снимков. Тысячи! Лучшие из них вошли в новый альбом. У нас, конечно, есть замечательные, хорошо изданные фотокниги Семена Майстермана - "Кольское Заполярье" и другие. А такой вот, в электронном формате, - первый. Здесь, на маленьком диске, по сути, вся наша земля: от моря Баренца до моря Белого - и поморские, заповедные деревеньки Терского берега, и, сжатая в кулак, мощь атомных ледоколов, взламывающих лед, и смерч лыжного марафона Полярной Олимпиады, и воля и натиск морпехов-североморцев, и скорбь "Курска".

- Это - лучшее. Принцип - фото должно говорить за себя, без долгих дополнительных пояснений, - рассказывает автор. - Я намеренно отказался от официальщины, разного рода визитов и встреч. Среди этих снимков почти нет промышленных предприятий. Но уникальные вещи: Кольская сверхглубокая, единственная в мире, Кислогубская приливная электростанция, единственная в СССР, конечно, присутствуют, как же без них.

К снимкам Федосеева, к этой фамилии мурманчане давно привыкли и без его фото "Мурманский вестник" не представляют. Так одна читательница, впервые увидев нашего фотографа, призналась: "Я думала, вы такой старый-старый, а вы вот - молодой совсем..." Что поделаешь, человек годами видит фамилию в газете и ему кажется, что так было всегда. И кажется ему, что автор этих снимков - такой древний старикашка, который уже и себя-то не помнит... Как могут убедиться читатели по фото к этому материалу, совсем он и не старый, наш Лев.

А как возникла идея фотоальбома "О Русском Севере"?

- Сколько работаю, меня постоянно просили: Лев, дай снимки показать нашу жизнь маме, бабушке, брату, что живут в средней полосе или на юге. Они, мол, до сих пор думают, что здесь у нас медведи белые по улицам ходят. Ну есть у нас медведи - и на этом диске тоже, но все же чуть севернее... Вечная просьба: ну хоть что-нибудь - на память о Севере. На память - это хорошо, но ведь и люди, что продолжают здесь жить, всего края-то не видят. К примеру, живешь ты на Терском берегу и в Североморск, скажем, ну как ты попадешь? А диск такую возможность им предоставляет, пусть пока лишь с помощью снимков.

Вроде бы Кольский полуостров Федосеевым изъезжен вдоль и поперек. Но всюду ли побывал, куда хочется поехать? "Я бывал практически везде, но хочется всегда большего, - признается Лев. - А потом есть такие места, куда тянет приезжать еще и еще. Потому как каждый раз открываешь там для себя что-то новое... А не был я пока в Краснощелье, например, на Поное. В Китай вот еще хочу съездить - у меня ж родня по отцу оттуда..."

Почему все-таки автор решил сделать не книгу, а мультимедийный альбом?

- Книга - это очень дорого, если делать ее хорошо. Но даже если нашел бы я средства, вышла она - кто купит дорогущий фолиант? Несколько десятков состоятельных людей и организаций. А у диска, уверен, пользователей заметно больше. По цене он будет доступен каждому.

Так что альбом сделан, нужны только деньги, чтоб его размножить. А дальше - его можно будет улучшать, совершенствовать - съемки-то идут, и снимков день ото дня становится все больше.

Дмитрий КОРЖОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.06.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня