09.07.2005 / Наш край

...И РЫБЫ - ПОЛНЫЙ КОШЕЛЕК!

На рыболовный сейнер "Доломит" мурманской рыбодобывающей компании "Севрос" мы попали в полдень. Шел отлив, бетонная стенка причала нависала над судном и была почти вровень с капитанским мостиком.

- Какой малыш! - вырвалось у меня.

- Не такой он и маленький, - философски заметил генеральный директор "Севроса" Сергей Махотин. - Раньше такие кораблики в Африку бегали, работая в "Мурманрыбпроме". Не зря корабли такого типа - неограниченного района плавания. Да и у нас в компании работают неплохо. За одну ходку в море, 6-8 суток, добывают и привозят в Мурманск по 30 тонн охлажденной рыбы.

По круто идущему вниз трапу спускаемся на борт этой "рабочей лошадки". Конечно, на "белый пароход" сейнер не тянет. Ржавые, исхлестанные лютыми северными волнами и ветрами борта, неказистая палуба, заваленная орудиями лова. Да и внутри все помещения просто крошечные: ходовая рубка, каюта капитана, салон команды - все словно игрушечное.

Но на деле это судно вовсе не игрушка. И люди на нем работают особой закалки - мужественные, трудолюбивые, не теряющие силы духа даже в самой сложной ситуации.

Помню, как в 1991 году, находясь на плавбазе "Даурия", я впервые наблюдала с капитанского мостика, как к гигантской базе швартовались маленькие, типа "Доломита", сейнеры-кошельковисты. Ох, не хотела бы я быть на палубе такого "малыша" в тот момент. Каждый из них, подходя к плавбазе, клонился набок, в сторону того борта, где находилась полная живого серебра - мойвы - сеть трала-кошелька. И когда огромная "Даурия", чтобы забрать рыбу, нависала над хрупким с виду корабликом, и он просто скрывался из виду под ее форштевнем, казалось, что многотонная туша плавбазы неминуемо раздавит его. Конечно, точность швартовки от обоих капитанов требовалась ювелирная. "Как при стыковке в космосе!" - без всяких шуток оценивали эту операцию моряки. А у меня каждый раз замирало сердце: ощущение было - как на КамАЗе, перед бампером которого крутится беззаботно малыш на самокате.

Раньше "Доломит" также работал с кошельком на борту. Но в 2002 году его было решено модернизировать на базе техобслуживания "Двина". Старую корму отрезали, приварили новую уже со слипом для подъема трала. И стал "бортовичок" - "кормовичком", что повысило его рентабельность, производительность да и безопасность плавания тоже. Переоборудование, конечно, было согласовано с множеством инспектирующих и регламентирующих организаций, которых, по мнению рыбаков, развелось сегодня чересчур много.

- Вот уж головная боль! - в сердцах сказал мне капитан "Доломита" Юрий Пышко, когда я спросила его о проблемах. - Мы в этом году 10 ходок в море сделали, каждая по неделе, так я одних радиограмм 43 штуки в телефон прокричал, подходя к Териберке. Кому? Таможне, пограничникам. А в родной порт придешь, так столько проверяющих на судно набегает - за голову хватаешься. Порой и домой-то не успеваешь заскочить.

Может, потому-то в нашем порту и стоят нынче у причалов все больше "мелкие", малотоннажные суда, что хозяева-судовладельцы крупнотоннажных не хотят забивать себе головы бесконечной борьбой с бумажными ветряными мельницами? Вот и везут свою рыбу на Запад, либо в Питер, Калининград. Где проще зайти, разгрузиться, выйти...

Капитан Юрий Пышко приехал в Мурманск из Белоруссии. С 1980 года трудился матросом на судах тралфлота, потом отслужил в армии (кстати, здесь же в Заполярье, в Гаджиево на подводной лодке), и в 1990-м закончил Мурманскую высшую мореходку. "Школку мужества", как он сам говорит, прошел в Мурманском траловом флоте на РТ - рыболовном траулере. Судно это - работяга, каких поискать. Но недаром один из моих знакомых капитанов написал о нем пронзительные, берущие за сердце строки:

Когда мне ночью трудно засыпать,

Я знаю, что он снова мне приснится -

Моей судьбы прочтенная страница -

Простой РТ-185...

Западают в душу рыбаков, казалось бы, ничем не примечательные, далекие от красивой заграницы, рабочие корабли. И люди на них подбираются соответствующие. Команда на "Доломите" небольшая, всего восемь человек. Из них - только один матрос, остальные - специалисты, комсостав. Но рыбацкий сейнер - не место для амбиций. Когда идет рыба, а за раз тут поднимают до трех тонн трески, пикши (судно специализируется на промысле донных видов), "подрезать" ее на палубу выходит весь экипаж, кроме капитана и стармеха Дениса Веретенникова, который следит за машиной. Команда на судне молодая и энергичная. Да иначе и невозможно, ведь работа на прибрежке настолько интенсивная и выматывающая, что под силу лишь тренированным, физически крепким людям.

- Как-то непривычно у вас на судне, - посетовала я в разговоре со старпомом Антоном Шергиным. - Ни кошки, ни собаки...

- Да у нас даже тараканов нет, качки не выносят, - в ответ улыбнулся он. - А живность? Ну, во-первых, жалко ее, в непогоду судно действительно швыряет, как щепку, хотя мореходные качества, та же остойчивость, у сейнера хорошие. А во-вторых, кто бы за животными ухаживал? На промысле работа круглосуточная, вахты - шесть часов через шесть. После вахты морякам до койки бы добраться, не до развлечений. Хотя и телевизор, и видик, и книги на судне имеются.

За последние годы старпом не помнит, когда он свой день рождения - 13 апреля - отпраздновал бы дома. Ведь на "прибрежке" (а компания "Севрос" занимается именно прибрежным рыболовством. - Н. А.) самая горячая рыбалка начинается в марте-апреле. Правда, в нынешнем году весна была поздняя, холодная, рыба подошла к берегу лишь в мае, на полтора месяца позже обычного. Но уже к июлю, к своему профессиональному празднику, команда "Доломита" показатели выровняла - наловили на уровне прошлого года.

Антон Шергин, старпом с совершенно поморской, кстати, архангельской фамилией, ходит в море вот уже почти десять лет. Дома ждет жена и маленький сын - будущий штурман, как считает отец. В следующий рейс Шергин идет капитаном, так как Юрий Пышко уходит в отпуск. Сказать, что ему нравится работа на судне - значит ничего не сказать.

- Ну ведь тяжело, наверное, по сравнению с другими судами? - пытаю я его. - Неужели никогда не хотелось на большие корабли?

- Мне здесь хорошо, - просто ответил старший помощник капитана. - Да и люди у нас особые, каких не везде встретишь.

Он подумал и выразил одним словом то, что хотел сказать:

- Достойные.

Всю свою рыбу - не перемороженную, охлажденную, еще вчера плавающую в самом чистом, хотя и самом штормовом Баренцевом море - "Доломит" привозит домой в Мурманск. Идет она на береговые предприятия рыбопереработки, с которыми у "Севроса" (кстати, расшифровывается это название как "Северная Россия") четко отлаженные, деловые, взаимополезные контакты. А стало быть, в конечном счете, идет эта рыба на наш с вами стол.

Ну а в День рыбака команда "Доломита", естественно, будет рыбачить. Как и в прошлом, и в позапрошлом году. Пожелаем им удачной рыбалки!

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.07.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня