29.07.2005 / Наш край

ГЛУБИНЫ, ВЕДУЩИЕ К ВЫСОТАМ

ВПЕРЕДИ - ТОЛЬКО ПЕТЕРБУРГ

Мурманский торговый порт являлся и по сей день остается не только градообразующим предприятием для столицы Заполярья, но и своеобразной визитной карточкой нашего города. Недаром на картинах и открытках, на обложках книг, посвященных Мурманску, изображены стоящие у причалов суда и поднимающиеся над водой стрелы портальных кранов. Выжив в Великую Отечественную войну и буквально за несколько лет восстав из пепла, пройдя сквозь непростые проблемы перестройки, торговый порт по-прежнему занимает одно из ведущих мест в экономике Кольского края.

Даже в 90-е годы прошлого века, когда отечественная промышленность переживала спад производства, работникам порта ежемесячно выдавалась заработная плата и полностью выплачивались налоги. А в последние годы показатели деятельности предприятия неуклонно растут, причем довольно завидными темпами. Объемы осуществляемой здесь работы впечатляют не только в масштабах области, но и, без преувеличения, всей страны. Созданное в 1994 году открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт" сейчас является крупнейшим предприятием города, а по грузопереработке - вторым в Северо-Западном регионе после петербургского. Говоря о его вкладе в отечественную и местную экономику, нельзя не упомянуть, что Мурманский торговый порт - один из ведущих налогоплательщиков области в бюджеты различных уровней.

Принадлежит этому предприятию пальма первенства и еще в одном направлении. Сегодня торговый порт - крупнейший и едва ли не единственный перевалочный пункт угля в Северном морском бассейне, через который этого полезного ископаемого экспортируется больше, чем через порты Петербурга, Кандалакши, Выборга и Высоцка вместе взятые. В октябре 2001 года впервые не только в истории нашего, но и всех портов Северо-Запада России в трюмы одного судна - "Кристофер" - было загружено 140 тысяч угля. Здесь построены уникальные комплексы по перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений.

Во многом именно благодаря торговому порту наш регион считается ключевым узлом экспортно-импортных перевозок. Особую привлекательность для клиентов обеспечивает тот факт, что Кольский залив не замерзает и способен принимать суда круглый год.

ТРУДОВАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

Когда специалисты Мурманского торгового порта подвели итоги 2001 года, то единогласно назвали его особо успешным. Тогда предприятие перешагнуло рекордный рубеж - 9 миллионов тонн переработанных грузов.

Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что это было не более чем очередным этапом в истории. Так, в 2004 году данная цифра составила уже 12 миллионов 781 тысячу тонн, перекрыв результат предыдущего года на 41 процент. За то же время доходы порта увеличились на 130 процентов, количество обработанных судов - с 252 до 280. И рост продолжается. Уже за пять месяцев текущего года грузопереработка превысила показатель аналогичного периода прошлого года более чем на 17 процентов.

Основу грузопотока составляет экспорт для Европы, в первую очередь - около трех четвертей от общего объема - уголь. Вторым по значимости является апатитовый концентрат. Перечисление всех видов грузов, идущих через Мурманский торговый порт, заняло бы слишком много места. Этот перечень включает не один десяток наименований - от леса и металла до современного оборудования.

Столь устойчивое развитие стало возможным во многом благодаря грамотному руководству. То, что было заложено Валерием Никулиным, генеральным директором предприятия со времени образования акционерного общества и в течение последующих неполных десяти лет, получило достойное продолжение в деятельности его преемника на этом посту Виктора Мороза. Он вступил в должность в декабре 2003 года, взяв курс на интенсификацию производства. Мобилизация рабочих сил, а только с 2003 по 2004 год производительность одного рабочего выросла почти в полтора раза, - умение поставить задачу и настроить коллектив на ее выполнение сделали возможным тот качественный скачок, который произошел за последний год. Причем добиться этого удалось практически без увеличения численности штата, при тех же складских площадях и парке перегрузочной техники! Это, в свою очередь, позволило значительно повысить заработную плату. Так, сейчас она составляет в среднем 25 тысяч 410 рублей, что выше прошлогоднего уровня на 18,8 процента.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, КОРАБЛИ-ГИГАНТЫ!

Вторая составляющая, без которой развитие Мурманского торгового порта было бы немыслимо, - современные техника и оборудование.

ОАО "Мурманский морской торговый порт" располагает тринадцатью причалами. Правда, построены они были довольно давно и рассчитывались на суда грузоподъемностью 30-35 тысяч тонн. Сейчас же стандарт составляет уже 60-65 тысяч тонн. Столько, в частности, поднимают на борт суда типа "Панамакс", являющиеся частыми "гостями" торгового порта. Принимать их стало возможным благодаря дноуглубительным работам (все глубины здесь постепенно были доведены до проектных) и модернизации самих причалов. И это еще не предел: сегодня порт способен принимать даже суда-гиганты. Первой ласточкой стал сухогруз "Папа`", который в 2000 году взял на борт 130 тысяч тонн груза. Причем работы заняли всего четверо суток при норме в шесть суток.

На двух причалах порта установлены отбойные устройства шведского производства. Они позволяют с максимальной безопасностью швартовать суда с большой грузоподъемностью. Дело в том, что корабли-гиганты, все чаще приходящие к нам, из-за своей исполинской массы обладают солидной кинетической энергией. Ее-то и призваны гасить установленные устройства, дабы ни суда, ни причалы не несли никаких повреждений.

Накануне юбилея Мурманский торговый порт располагает значительным парком перегрузочной техники - 58 кранов грузоподъемностью от 5 до 45 тонн, свыше 150 автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 32 тонн, несколько десятков единиц спецтехники. Только за последние четыре года порт приобрел десять кранов типа "Альбатрос", "Сокол" и новую разработку отечественных конструкторов, портальный кран "Аист", а также полтора десятка большегрузных автопогрузчиков "Вольво" и "Комацу".

Весьма непростые экономические условия последних лет сделали необходимым освоение нетрадиционных, новаторских подходов к работе этого высокомеханизированного предприятия. Здесь своими силами проводятся обслуживание, ремонт и модернизация техники с постоянным повышением безопасности производства. Благодаря чему в ММТП за последние годы не произошло ни одного инцидента с портальными кранами. Много внимания уделяется продлению срока службы перегрузочных машин, что позволяет повысить экономичность и снизить эксплутационные затраты. Модернизация, проводимая на портальных кранах, увеличивает срок их службы еще на 15 лет, а внедрение современных процессорных систем управления значительно повышает надежность работы.

Все эти составляющие приводят к постоянному росту объемов и эффективности грузопереработки. Поэтому накануне 90-летия предприятия портовики уверенно смотрят в будущее и готовы и дальше повышать результаты деятельности.

Илья ЛЕОНИДОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.07.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,472577,752981,098675,0110
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня